Перестройка политической системы
Пониманию происходящего мог бы, видимо, помочь ретроспективный взгляд на генезис конфликта, но, прежде всего, на цели государства, которые определяют главную линию его действий, с 2000 года - содержание третьего проекта реформирования.
Этот проект базируется на результатах, то есть, на успехах и неудачах, деятельности двух его предшественников. В частности, на результатах первого, предварявшего реформирование этапа при Горбачеве (гласность и перестройка), начиная с середины 80-х годов, и на результатах начавшихся при Ельцине федерально-демократических и рыночных преобразований в государстве и обществе в условиях крушения системы. Все три проекта преследовали общую цель: создание институциональных и нормативных предпосылок для экономически сильной, в общественном плане открытой и политически стабильной России, которая бы была предсказуемой великой державой, конструктивно взаимодействующая с международным сообществом государств.
В основе своей путинский план реформирования преследуют такую же цель. Но впервые центральным становится вопрос реформирования государственного аппарата. Стоит задача превратить государство в гегемона и в экономике, и в обществе. Высшие цели: укрепление авторитета государства и консолидации политической системы, - выразительно определенные в начале 2000 года как «вертикаль власти», включают в себя достижение общественно-политических и политико-экономических подцелей:
1. Локализация политического влияния олигархии.
2. Строительство новых отношений между Центром и регионами.
3. Создание нового партийного ландшафта.
Началось решение этих задач, но выполнены они были не полностью или и вовсе не были реализованы. Заслуживает внимания первоначальная логика принимавшихся мер. Принятыми мерами были лишены базы тогда самые влиятельные, потенциальные оппозиционные группы, а именно, региональная элита. Между политикой и экономикой была проведена разграничительная черта, однако зависимость президента от политического влияния остававшихся олигархов сохранилась.
Но, в конце концов, пресловутая система особых клиентских отношений олигархов с президентом должна была быть заменена институциональной, а значит, регулируемой лоббистской работой союзов и экономических объединений, созданных по интересам. Тем самым, президент пытался добиться равноудаленности от олигархии. После реформирования Российского союза промышленников и предпринимателей, казалось, что этого удалось добиться.
Перегруппировка и создание новой властной элиты
Договор о распределении властных полномочий послужил началом длительного этапа политической стабильности и консолидации общества. Но, парадоксальным образом, согласия, судя по всему, теперь как и не бывало из-за своего собственного динамичного развития в области экономики, политики, в общественной сфере, то есть, из-за своих собственных успехов. Этот процесс проявил себя уже в середине первого президентского срока, он обострился в 2003 году - году выборов, - приобретя общественное звучание. На этом этапе начал одновременно приобретать контуры основанный на высокой популярности и политическом стиле президента его собственный проект преобразований. Реализация проекта была связана с наличием следующих предпосылок:
1. Создание своей собственной элиты и, таким образом, освобождение политики от олигархической зависимости.
2. Осторожное вытеснение и селективное предотвращение политического влияния «семьи».
3. Постепенное, до сих пор безуспешное, создание своей собственной политической базы в парламенте, а именно, «партии власти» для проведения намеченных политических и общественных реформ.
4. Успешная реинтеграция России как авторитетной и уважаемой великой державы в систему международных отношений и отказ от постулатов самоизоляции.
Все эти шаги были нацелены на создание своей собственной элиты, они изменили политическую ситуацию и привели к перегруппировке политических сил. Этот процесс не завершен, хотя контуры и группы новой элиты уже можно индентифицировать, но новая структура власти не является однородной. Наоборот, как это показывает конфликт с Ходорковским, линия его проходит внутри власти, и силы этой власти ограничены. Другими словами, у нее недостаточно кадров и зачастую она способна, благодаря целенаправленной кадровой политике президентских структур, занимать лишь ключевые посты в правительственном и военном аппарате, в органах безопасности и в парламенте.
За прошедшие годы первого президентского срока вытеснить полностью старую элиту времен Ельцина или ассимилировать ее не удалось. Но, как будто, не удалась особо и интеграция новых властных группировок, которые появились в ходе динамичного экономического развития последних пяти лет.
Среди путинской элиты можно идентифицировать три крупные группы властной элиты, которые, правда, трудно различать между собой:
- первая - члены бывшей «семьи». Ее влияние на правительство и в экономике (финансовый сектор, сырьевые ресурсы), конечно, велико, но оно убывает;
- вторая - конгломерат различных групп, созданных по интересам, и отдельных лиц. Это представители сил внутренней безопасности и отдельные военные, руководители экономических структур и представители военно-промышленного комплекса или выходцы из пока еще принадлежащих государству небольших нефтяных компаний («Роснефть», «Славнефть»), а также из гигантского полугосударственного газового сектора; отдельные губернаторы, партийные функционеры и депутаты Государственной Думы, а также члены Совета Федерации; доверенные лица Путина, знакомые ему по прежней работе в Санкт-Петербурге и занявшие с той поры ключевые посты в министерствах;
- третья - небольшая, постоянно теряющая свое влияние группа экономических теоретиков либерального толка и экспертов в области внешней политики и безопасности, которые в эпоху Ельцина доминировали при определении направленности политики.
Другими словами, прежней властной элиты, которая привела Путина во власть, больше не существует. Некоторые группировки исключены из политического процесса полностью, другие стоят на пороге этого. Какими бы фрагментарными и противоречивыми в своих целях ни были представители разных группировок новой властной элиты, все они являются сторонниками изменений властно-политического характера и приверженцами целей проекта преобразований. Их объединяет цель превращения Российской Федерации в уважаемое со стороны международного сообщества авторитетное, экономически здоровое, с консолидированным обществом государство. Наряду с группировками, делающими ставку на преобразования, эффективность, прагматизм, открытость и интернационализацию, существуют другие группы, выступающие за централизованное, регламентированное или даже закрытое общество.
В отличие от времени Ельцина нынешняя властная элита в меньшей степени ориентируется на величины, задаваемые Западом, и полагается в большей мере в преобразованиях страны на свои собственные силы. Первоначальная открытость в политике уступила место реставрированному консерватизму, трезво патриотическому, и как продемонстрировал конфликт с Ираком, не опасающегося последовательно отстаивать свои собственные позиции. И, удивительным образом, это тоже делает российскую политику более предсказуемой.