В поисках новой формулы корпоративного господства
Российский союз промышленников и предпринимателей во главе со своим президентом Аркадием Вольским пытается быть посредником между администрацией президента и «ЮКОСОм». Олигархи опасаются, что в случае, если Кремлю удастся выиграть кампанию против наиболее сильной экономической структуры в российской политике, которая к тому же связана многообразными связями с США и международными финансовыми группами, и если он сможет заставить политически замолчать Ходорковского, то им как касте тоже грозит опасность. Кампания против Ходорковского может положить начало борьбе против олигархов, она может обостриться во второй президентский срок Путина. Если к тому же удастся получить на выборах в Государственную Думу большинство, то возможности остановить в случае необходимости этот процесс вряд ли уже будут.
Произойдет солидаризация с олигархией российских предпринимательских групп, включая Союз малых и средних предпринимателей, которые обычно в политико-экономических вопросах ужасно разобщены. РСПП пытается предотвратить эту потенциальную опасность.
Противоречивые высказывания по поводу конфликта с Ходорковским со стороны ближайшего окружения президента свидетельствуют, с одной стороны, о том, что успеха в процессе создания однородной властной элиты или в насаждении гегемонии президента добиться пока не удалось. Это означает, что интеграционные и властные полномочия остаются рассеянными между различными властными группировками. Так, среди экспертов множатся предположения, что эта кампания затеяна группой "чекистов", почувствовавшими самостоятельность и не ожидавшими таких ее последствий.
Парадокс заключается в том, что Ходорковский не является противником целей путинского проекта реформирования. Но Ходорковский и Путин диаметрально расходятся в вопросе, кому принадлежит в реформированном государстве первенство. Что касается общественно-политических целей, должен ли это быть авторитарный и/или централистский, но, тем не менее, с предусмотренными плюралистическими и демократическими вкраплениями политический строй, представления обоих мало чем отличаются. Быть может, вариант Ходорковского предусматривает больший плюрализм в отношении оппозиционных группировок и предоставление большей свободы институтам гражданского общества в оказании влияния на политику. Но то, как концерн «ЮКОС» обращается с природозащитными организациями, выступившими против строительства в районе Байкальского озера нового нефтепровода, вряд ли позволяет надеяться на то, что даже такой прогрессивный концерн будет придерживаться в своей политике базовых демократических ценностей.
Другими словами, действия Ходорковского ставят под вопрос с трудом достигнутый в первый президентский срок Путина слабый перевес политики над экономикой. То есть, оба конкурируют в деле выработки общественной модели корпоративности.
В этой модели политика и экономика переплетаются между собой, как две равные составляющие. Но, как показывает опыт поздней ельцинской эпохи, политика может деградировать до придатка экономики. Именно здесь проходит разлом, разделяющий одну концепцию преобразований от другой.