Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские тюрьмы? Лучше остаться в Гуантанамо!

Русские талибы, находящиеся в заключении в американском лагере «X-rays» на Кубе, и слышать ничего не хотят о возможном переводе в одну из российских тюрем - этот «ад, сотворенный человеком».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тот факт, что условия содержания в российских тюрьмах не соответствуют положенным для любой цивилизованной страны, известен уже давно. В середине 90-ых годов «Amnesty International» опубликовала сокрушительный по произведенному впечатлению документ - «Ад, сотворенный человеком». После распада Советского Союза Россия выставила свою кандидатуру на вступление в Совет Европы и была по этой причине вынуждена объявить мораторий на проведение смертной казни. В том момент многие из заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, которым смертный приговор заменили пожизненным заключением, предпочли быть казненными, прежде чем провести за решеткой остаток жизни.

Русские талибы, находящиеся в заключении в американском лагере "X-rays" на Кубе, и слышать ничего не хотят о возможном переводе в одну из российских тюрем - этот "ад, сотворенный человеком".

После того, как некоторые из российских граждан, находящихся в заключении в Гуантанамо, категорически отказались от репатриации категоричное, потому как они не хотят оказаться в одной из российских тюрем и боятся правоохранительной системы своей страны, многие стали задаваться вопросом: что же происходит в российских тюрьмах, если заключенные предпочитают им известный во всем мире американский лагерь "X-rays". Последнее развернутое исследование этого вопроса было проведено в конце мая Хельсинской Группой, и сделанные выводы оказались как и всегда обескураживающими.

Один из россиян, захваченный американскими военными в Афганистане по подозрению в сотрудничестве с "Аль-Каидой", заявил, что условия содержания заключенных в "X-rays" лучше, чем в любой из российских больниц. И, тем не менее, исправительная колония на острове Гуантанамо неоднократно становилась объектом ожесточенной критики со стороны многочисленных организаций по защите прав человека. Другие российские заключенные, несмотря на то, что они находятся в своеобразном юридическом "лимбе", утверждают, что ни за что не хотят оказаться в руках российского правосудия, так как бояться подвергнуться пыткам.

Тот факт, что условия содержания в российских тюрьмах не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним в цивилизованных странах, известен уже давно. В середине 90-ых годов "Amnesty International" опубликовала сокрушительный по произведенному впечатлению документ - "Ад, сотворенный человеком". После распада Советского Союза Россия выставила свою кандидатуру на вступление в Совет Европы и была по этой причине вынуждена объявить мораторий на проведение смертной казни. В тот момент многие из заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, которым смертный приговор заменили пожизненным заключением, предпочли быть казненными перспективе провести за решеткой остаток жизни.

В ходе проверки, проведенной Хельсинкской Группой при финансовой поддержке Европейской Комиссии, состоялось посещение 177 исправительных учреждений, после чего представители упомянутой правозащитной организации пришли к выводу, что положение в тюрьмах практически не изменилось. Согласно официальным данным, Россия является страной с наибольшим количеством заключенных - из 140-миллионного населения России в заключении находятся 877000 человек. И это после массовой амнистии, коснувшейся почти полмиллиона заключенных. Подобная мера была принята для облегчения условий содержания в исправительных учреждениях и уменьшения количества заключенных в них, и, тем не менее, проблема по-прежнему не решена.

Ни окон, ни стекол

В некоторых регионах России в следственных изоляторах (СИЗО) количество заключенных вдвое превышает установленную норму. Заключенные отбывают свое наказание в зданиях, построенных несколько десятков лет назад и никогда не ремонтировавшихся, койки для сна нагромождены одна на другую в два-три яруса. Переполнение в камерах приводит к распространению многочисленных заболеваний и прежде всего туберкулеза - каждый десятый заключенный страдает от этой болезни. Не так давно в одном из следственных изоляторов Алтайского края заключенные устроили бунт, потому как в окнах камер не было стекол. Тюремное начальство просто приказало закрыть их целлофаном.

Наиболее сильной критике со стороны организаций по защите прав человека подвергаются изоляторы предварительного содержания, в которых обвиняемый может провести вплоть до двух лет в ожидании вынесения приговора. Корреспондент газеты АВС стал свидетелем содержания заключенных в Бутырской тюрьме, построенной еще во времена Екатерины Великой. Вновь прибывшие заключенные временно помещаются здесь в крохотные камеры, напоминающие встроенные стенные шкафы, в которых с трудом помещается каменная скамейка.

Соблюдение норм санитарии и гигиены в тюрьмах также оставляет желать лучшего, и подобное положение вещей становится еще одним из источников распространения различных заболеваний. Заключенный одной из тюрем в Татарстане рассказал, что в мастерских, где он работает, нет даже душа, а осужденные не имеют возможности нормально помыться из-за чего многие из них страдают от различных кожных заболеваний. Другие заключенные жаловались на нехватку мыла и воды, либо на то, что воды была настолько грязной, что разъедала кожу. Еще одним поводом для жалоб является пища, выдаваемая заключенным: они практически не видят мяса, овощей или фруктов, а основными продуктами питания для них становятся зерновые или соевые.

Отдельной главы в докладе заслужило состояние тюрем в Чечне. В этой кавказской республике система исправительных учреждений функционирует совсем иным образом. В Чечне российскими военными были созданы секретные лагеря по содержанию заключенных - так называемые "фильтровочные лагеря" - в которых пытки являются обычным делом. Российские граждане, находящиеся в Гуантанамо, опасаются, что после репатриации к себе на родину, условия их заключения могут оказаться такими же, как и у чеченцев, обвиненных в террористической деятельности. Оставив в стороне проблему исправительных учреждений, стоит сказать, что российское правосудие только-только начало делать первые шаги по реформированию своей деятельности. ЕС оказал финансовую поддержку программе по подготовке судей, а в некоторых регионах уже начали действовать суды присяжных, хотя проблем по-прежнему остается очень много.