Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
О чем думают россияне

Российским властям не нравятся независимые опросы общественного мнения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Золотая эра советской социологии, прерываемая на время трудными временами, наступала дважды. В настоящее время независимость социологии в бывшем Советском Союзе снова подвергается угрозе, на этот раз со стороны президента Владимира Путина. На острие атаки снова находится Юрий Левада, ведущий социолог страны.

Владимир Шляпентох, профессор социологии Мичиганского государственного университета, участвовал в проведении первых опросов общественного мнения в Советском Союзе

Золотая эра советской социологии, прерываемая на время трудными временами, наступала дважды. В настоящее время независимость социологии в бывшем Советском Союзе снова подвергается угрозе, на этот раз со стороны президента Владимира Путина. На острие атаки снова находится Юрий Левада, ведущий социолог страны.

В Советском Союзе социология по сути зародилась в начале 1960-х годов. Поначалу нам относительно свободно разрешалось изучать общественное мнение советских граждан. Не позволялось задавать вопросы о частной собственности, религии или Коммунистической партии - а также, конечно, о товарище Брежневе. Тем не менее, в общенациональных опросах задавались вопросы об отношении людей к советским газетам, даже к "Правде".

Однако к 1979 году, когда я уехал из Советского Союза, вмешательство властей в нашу работу стало невыносимым. Многие из основателей советской социологии были уволены из единственного в стране социологического института. Им было запрещено проводить исследования. Кремль имел дело только с теми социологами, которые были готовы предоставлять власти нужные ей результаты.

Главной жертвой этой чистки был Юрий Левада. В его ставшей легендарной книге "Лекции по социологии", опубликованной в 1969 году, он осмелился осудить вторжение советских войск в Чехословакию. Его уволили из Московского университета, изгнали из всех официальных организаций и запретили публиковать его работы.

Однако, несмотря на все это, г-н Левада несколько раз отказывался отречься от своих заявлений. Если бы его арестовали, то никто бы не удивился. Будучи единственным действительным диссидентом среди советских социологов, он пользовался уважением всего интеллектуального сообщества. Книга о советских социологах "Дело Левады" была также хорошо принята на Западе.

В 1986 году Коммунистическую партию возглавил Михаил Горбачев. Последовавшие за этим события превзошли самые оптимистичные прогнозы. В 1987 году была создана первая независимая организация по проведению опросов - Всесоюзный центр изучения общественного мнения. Это было чудом. Год спустя Центр стал задавать людям такие вопросы, от которых у меня пошла кругом голова. "Является ли потеря людьми веры в идеалы социализма и однопартийной системы причиной наших проблем?" "Нужно ли для улучшения нашей жизни узаконить частную собственность?"

Центр, возглавляемый г-ном Левадой, справедливо гордится своими успехами. Фирма получила репутацию - как внутри страны, так и за рубежом - самого надежного источника информации об общественном мнении в России.

Вскоре после прихода Владимира Путина к власти вторая золотая эпоха социологии стала подходить к концу. В этом месяце власти объявили, что они намереваются ввести своих представителей в совет директоров Центра. Всероссийский центр изучения общественного мнения, будучи государственной организацией, но не получавший государственных денег - и до нынешнего момента не подвергавшийся давлению со стороны государства - больше не будет независимым.

Правительственные чиновники говорят, что эти перемены являются обычной процедурой для государственных организаций. Однако есть все основания полагать, что проводимые Центром исследования раздражают правительство. По результатам опроса, проведенного в мае, только 24 процента россиян были удовлетворены тем, что происходит в стране. Количество тех, кто полагает, что воровство и коррупция в высших эшелонах власти усилились после того, как г-н Путин стал президентом, выросло с 6 до 17 процентов.

Еще более неприятными для нынешних властей являются данные, из которых следует, что россияне хотят завершения чеченской войны. 62 процента опрошенных высказались в поддержку переговоров о мире. Не меньшее беспокойство вызывают данные о недостаточной поддержке народом президентской партии. Только 9 процентов сказали, что они симпатизируют ей, в то время как число сторонников Коммунистической партии оказалось равным 22 процентам.

Эти цифры беспокоят не только Кремль. Если в середине 1980-х годов изменение отношения власти к социологии было ярким признаком либерализации России, то двумя десятилетиями спустя изменение отношения власти к социологии стало отражением того, что антидемократические тенденции в России достигли нового уровня. Как и в брежневскую эру, власть решила заменить уважаемых социологов теми, кого они могут контролировать.

Официальные лица опровергают любое упоминание о том, что происходящие события имеют политические мотивы. Они решили приватизировать Центр весьма специфическим способом: как сообщил один чиновник, большая часть акций будет принадлежать государству. Такая "приватизация" сделает компанию более подотчетной и более подходящей для приватизации, считают чиновники.

Однако ни г-н Левада, ни его коллеги не обнаружат свои фамилии в списках нового совета директоров. Всероссийский центр изучения общественного мнения, в том виде, в котором он известен всему миру, исчезнет через несколько месяцев.

Мы не должны допустить, чтобы это произошло. Слабая поддержка г-на Левады в России не вызывает удивления, принимая во внимание отсутствие в стране традиций гражданского общества и боязнь ответной реакции президентской администрации. Поэтому весь остальной мир должен обратить пристальное внимание на "дело Левады".