Если бы сегодня в борьбу за пост действующего президента включился Сталин, проголосовали бы вы за него? Этот вопрос был задан в ходе опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМом по просьбе одного представителя американского Центра стратегических и международных исследований. Большинство респондентов, равно как и большая часть молодых россиян, на этот вопрос ответило отрицательно. Удивительно другое: 26% опрошенных ответили положительно или 'скорее всего, «да»'. А 14% респондентов так и не определились с ответом. Среди россиян, которым более 60 лет, почти половина отдала бы свои голоса за Иосифа Виссарионовича. Согласно тому же опросу, более трети россиян предпочитают авторитарные методы правления демократическим.
Похоже, некоторые кремлевские чиновники с радостью пошли бы навстречу их ожиданиям. После нескольких лет как скрытого, так и открытого ограничения свободы прессы, российские лидеры стали использовать новый метод воздействия на общественное мнение. По словам своего директора, ВЦИОМ (наиболее авторитетная и уважаемая организация в области проведения опросов), вскоре обзаведется новым советом директоров, в который будут входить только представители правительства.
Являясь государственной компанией, ВЦИОМ в период с конца 80-х вплоть до начала 90-х годов функционировал как независимая и самоокупаемая организация. Именно тогда он и приобрел известность, благодаря проведению первых независимых опросов общественного мнения в постсоветской России. Хотя может статься, что часть социологов ВЦИОМа продолжит работать в одном из его подразделений, репутации центра, как источнику независимого экспертного мнения, нанесен урон.
В Москве выдвинуто несколько теорий относительно того, почему правительству понадобилось создавать совет директоров. Некоторые эксперты считают, что президент Путин, согласно надежным методикам опросов общественного мнения, теряет свою популярность, поэтому, мол, Кремль предпочел закрыть доступ к этой информации. Другие полагают, что среди населения растет глухое недовольство, вопреки официальным отчетам правительства об экономическом росте, и поэтому Кремль хотел бы скрыть правду. Как бы то ни было, после объявления о нововведении во ВЦИОМе, ни один из кремлевских чиновников не счел своим долгом объяснить или как-то прокомментировать данный шаг. А это зловещий знак.
Тем более, что решение об изменении в руководстве ВЦИОМом последовало непосредственно за закрытием последнего независимого телеканала и началом кампании по уголовному преследованию в отношении высокопоставленных представителей бизнес-элиты. Складывается впечатление, что это преследование политически мотивировано. Сюда же можно добавить и законопроект, недавно прошедший голосование в Государственной думе, согласно которому любое СМИ, публикующее «предвзятую» информацию, подлежит закрытию.
Пока администрация Буша, совсем недавно заявившая о том, что Россия успешно продвигается по пути к «демократии», практически не реагирует на происходящее. Несомненно, что Россия остается свободной во многих других отношениях. Предстоящие в декабре парламентские выборы будут трудными, многие кандидаты не остановятся перед жесткой критикой правительства. Однако не менее ясно и то, что меньшинство россиян, жаждущее обращения политического времени вспять, одерживает слишком много важных побед. В этой связи молчание администрации Буша расценивается многими россиянами как одобрение ограничения плюрализма общественного мнения. Когда президент Буш в сентябре встретится в Кэмп-Дэвиде со своим коллегой Владимиром Путиным, ему следует не упустить свой шанс и изменить эту оценку на прямо противоположную.