В августе 1998 года экономика России и ее финансовая система рухнули, вызвав беспокойство инвесторов и правительств во всем мире. Массовое обесценивание рубля сопровождалось неплатежами со стороны правительства и коммерческих банков. У кризиса было четыре главные причины: огромный денежный дефицит, который больше не мог финансироваться; обменный курс, который нельзя было поддерживать без истощения валютных резервов; слабая банковская система, которая находилась в чрезмерной зависимости от иностранной валюты; и, наконец, стагнация в экономике.
Спустя пять лет Россия добилась замечательного оздоровления: с 1999 г. годовой рост экономики в среднем составляет 6,5%, уровень инфляции резко уменьшается, а валютные резервы страны превысили 60 млрд. долларов (38 млрд. фунтов). Отражают ли эти показатели фундаментальные изменения в российской экономике или все же являются результатом временных факторов, таких как высокая цена на нефть?
Если в 1995-97 гг. уровень бюджетного дефицита составлял в среднем 7,5% ВВП, то уже к 2000 году профицит бюджета достиг почти 4% ВВП. Это замечательный результат, но с того времени фискальная политика была постепенно смягчена. Политика резкого сокращения государственных расходов относительно ВВП, проводившаяся после дефолта, была частично пересмотрена, поскольку реальные расходы быстро увеличивались, причем намного быстрее, чем ВВП. К тому же налоги были сокращены, в будущем году вступает в силу решение о дальнейшем сокращении налогов.
Хотя в целом финансовая ситуация выглядит лучше, чем в период до дефолта, тем не менее, в случае падения цен на нефть до более привычного уровня, будет неизбежным значительное ужесточение финансовой политики. Чем скорее такое ужесточение произойдет, тем лучше, ибо это позволит избежать того, что такое регулирование будет осуществлено позже. Принимая во внимание политику сокращения налогового бремени, приоритет должен состоять в том, чтобы реструктурировать социальные обязательства государства с целью улучшения их качества при сокращении общего объема расходов.
Сегодня, в отличие от 1998 года, курс рубля занижен. Сильный платежный баланс означает, что неизбежно постепенное приближение рубля к его реальной стоимости. Обменный курс должен быть более гибким, а валютная политика должна быть направлена на снижение инфляции, ибо в противном случае последняя может и в дальнейшем исчисляться двузначными цифрами.
Хотя банковский сектор выглядит сильнее, чем до дефолта, тем не менее в этой сфере пока не удалось достичь существенного прогресса. Большинство крупных частных банков, которые продолжают оставаться под контролем конгломератов, выделяют неоправданно высокие кредиты «своим» бизнес-структурам. Это затрудняет оценку кредитных рисков. На этом фоне самая большая угроза стабильности исходит от взрывоопасного роста объемов банковских ссуд корпоративному сектору: только за прошлый год объем этих ссуд достиг почти 40%.
Хотя резкое снижение цен на нефть не может вызвать серьезных макроэкономических проблем, - потому что банковский сектор все еще остается незначительным - тем не менее, стремительное увеличение объема кредитов свидетельствует о необходимости ускорения банковских реформ и, в частности, усиления контроля. До сих пор для такого усиления была недостаточной политическая поддержка.
И, наконец, стремительный экономический рост в течение последних лет был обеспечен в какой-то степени за счет структурных реформ. Это частично позволит выжить в случае падения цен на нефть. Однако без значительного улучшения инвестиционного климата не удастся добиться резкого увеличения темпов роста экономики до уровня 7-8% в год, к чему призвал президент Владимир Путин.
В дополнение к банковским реформе необходимо также провести административную реформу, которая должна привести к снижению уровня коррупции и государственного вмешательства в экономику. Также будет необходима реформа естественных монополий, что позволит уменьшить издержки и добиться прозрачной ценовой политики. Без этих реформ Россия вряд ли сможет добиться существенного увеличения числа динамичных компаний в сфере мелкого и среднего бизнеса, и в экономике будет и далее доминировать энергетический сектор.
Эти назревшие реформы политически провести будет сложнее, чем те, которые уже осуществлены. Ключевой вопрос, который задается сейчас и который останется в центре внимания сразу после президентских выборов 2004 года, состоит в следующем: будет ли достаточно политической воли, чтобы преодолеть сопротивление реформам со стороны крупного капитала.
Начиная с 1998 г. в российской экономике был достигнут значительный прогресс. Но высокая цена на нефть отодвигает на второй план некоторые проблемы, и поэтому даже незначительное снижение цен может обнажить уязвимость экономики. Это в лишний раз указывает на необходимость значительных усилий по осуществлению последовательных реформ.
* Джон Одлинг-Сми - с 1992 г. директор Второго европейского департамента МВФ, в период российского финансового кризиса в России в 1998 г. являлся высокопоставленным представителем МВФ в России.
* Пол Томсен - глава московского представительства МВФ.