Должно было случиться что-то особенное, если свой возмущенный голос подает Юрий Левада - дуайен среди российских исследователей общественного мнения. Под угрозой независимость его института по исследованию общественного мнения ВЦИОМ, предупредил социолог о возможном захвате учреждения противником. "Если нас уволят, я тогда могу лишь предостерегать по поводу опубликованных данных ВЦИОМ». Тот, кто стремится сменить власть во ВЦИОМе, - это Кремль. Цифры, которые представляет общественности Левада, не всегда лестны для государственной власти. В ходе опросов большинство респондентов постоянно высказывает недоверие к сотрудникам спецслужб в окружении президента и требует прекращения войны в Чечне.
Всего этого было бы недостаточно, чтобы положить конец независимому исследованию общественного мнения в России. Положение у Левады стало непростым с той поры, как неудачи стали преследовать кремлевскую партию «Единая Россия».
В начале декабря предстоит избирать на очередные четыре года новый парламент, в марте будущего года с большой вероятностью в своей должности до 2008 года будет утвержден президент Путин. Избирательная кампания набирает обороты. В России официально зарегистрированы 43 партии.
С того момента, как Путин заверил, что следующее правительство будет сформировано из представителей парламентского большинства, как на арене гладиаторских боев началась настоящая рубка. Если так называемые центристские силы, то есть, партии, группирующиеся вокруг «Единой России» и близкие к Кремлю, пока еще располагают большинством в Государственной Думе, то нынешние результаты опросов свидетельствуют уже о иных настроениях в обществе.
Согласно данным ВЦИОМ, полученным в ходе так называемых «воскресных опросов», коммунисты лидируют, имея 20 процентов голосов. На «Единую Россию», добивающуюся абсолютного большинства, приходится 19 процентов.Демократическая партия «Яблоко» вечного оппозиционера Григория Явлинского получила бы на выборах семь процентов голосов, Либерально-демократическая партия правого экстремиста Жириновского - шесть процентов. «Союз правых сил» Бориса Немцова, с именем которого прежде связывали свои надежды демократы, набрал бы два процента и не преодолел бы пятипроцентный барьер.
Если в декабре россияне проголосуют именно так, то Путин лишился бы поддержки в парламенте. Ему тогда пришлось бы отказываться от своего обещания трансформировать страну из президентской в парламентскую республику.
Речь идет о большем, чем просто о голосовании. Парламентские выборы - это выбор дальнейшего направления движения. Партии намерены определить свои позиции, ориентируясь на выборы 2008 года, когда Путин, согласно конституции, уже не сможет выставлять свою кандидатуру на президентский пост. Представителям оппозиции уже сейчас не приходится ломать голову над вопросом, кто же из разведчиков будет преемником хозяина Кремля. Судя по всему, активно продвигается фигура министра обороны Сергея Иванова, бывшего начальника Путина по временам службы в КГБ. Представители спецслужб будут любой ценой добиваться того, чтобы государство не возглавил реформатор. Идет работа и над другим щекотливым вопросом: какой пост следует забронировать для Путина «на время после этого»?
«Единая Россия», число членов которой, по ее собственным данным, составляет 600 000 человек, как и у Коммунистической партии, и на гербе которой изображен не серп и молот, а бурый медведь, воспринимается среди населения как партия номенклатуры. Она рекрутирует своих сторонников среди раздувшегося чиновничьего аппарата. Во главе ее стоит бесцветный министр внутренних дел Борис Грызлов. Ее преимущество заключается в возможности использования в целях предвыборной борьбы государственного и административного ресурса, втом, что она может оказать относительное влияние на подсчет голосов. Путин все предложения о вступлении в эту партию отклонил. «Независимо от того, каков его рейтинг, Путин не в состоянии удержать такой мертвый груз, как «Единая Россия», на плаву. Он уйдет на дно вместе с ним», - считает политолог Андрей Пионтковский.
Тенденции раскола проявляются перед выборами не только в лагере левых, где неудачливому лидеру коммунистов Геннадию Зюганову становится все труднее удерживать различные группки и движения в едином строю так называемого Фронта народно-патриотических сил.
В Кремле тоже разворачивается ожесточенная схватка между различными фракциями. В центре этой дуэли между представителями спецслужб и реформаторского крыла находится в настоящее время крупнейший нефтяной концерн России «ЮКОС», в отношении которого заведено семь уголовных дел, и вопрос о том, стоит ли пересматривать итоги сомнительной приватизации девяностых годов. Разведчики финансируют мало известную «Народную партию» с не отличающимся харизмой Геннадием Райковым во главе. На всех выездах из города красуются громадные плакаты, на которых олигархи сравниваются с тараканами, которые боятся яркого света.
Любая партия может израсходовать на предвыборную кампанию до 250 млн. рублей (семь миллионов евро), кандидат по одномандатному округу - максимально шесть миллионов рублей. Путин во время одной из встреч в Кремле попросил олигархов профинансировать партии. После чего нефтяной барон Михаил Ходорковский вызвал гнев государственной власти своим заявлением, что поддержит оппозиционные «Яблоко» и «Союз правых сил». Как и несколько лет назад, нарушения, видимо, будут определять характер выборов в России и на этот раз. Дмитрий Орлов из Центра политических технологий считает, во всяком случае, что честным будет только каждый четвертый рубль, расходуемый на предвыборную кампанию.