В последние годы все больше французов стали обращаться к услугам психоаналитиков и психотерапевтов. Если в начале 90-х годов на приеме у этих специалистов побывали 700 тысяч человек, то в 1999 году их число достигло 1,1 млн. А в течение минувших пяти лет тираж популярного ежемесячного журнала Psychologies возрос от 70 тысяч до 270 тысяч экземпляров. Почему же так возрос престиж психоаналитиков и психотерапевтов?
Как отмечают эксперты, еще не так давно французы боялись обращаться к психиатру, называя его «врачом сумасшедших». Они также не очень доверяли психоаналитику, предпочитая брать на вооружение советы бабушки и здравый смысл. Однако теперь наблюдается обратная картина. «Мы перешли от одной крайности к другой: если раньше психоаналитиков избегали, то сегодня они нарасхват, - говорит Кристоф Андре, психиатр в больнице Святой Анны в Париже. - И все же в стремлении иметь своего психоаналитика нет ничего странного. Иметь своего психоаналитика сегодня так же нормально, как говорить по-английски или иметь водительские права».
Внезапно люди стали обращаться к психоаналитику или психотерапевту по любому поводу. Сегодня во Франции две трети всех браков неизбежно завершаются разводом, и почти 9 миллионов французов живут в одиночестве. Все чаще непосредственное общение между людьми заменяется разговором по мобильному телефону, а для достижения профессионального роста многие работают на пределе своих возможностей. Итог всего этого закономерен: сегодня для преодоления нервных стрессов французы как никогда испытывают потребность в общении с врачом.
«Мы живем в обществе, где каждый должен выражать свои эмоции, - говорит Мишель Лякруа, социолог и автор книги «Культ волнения» (издательство Flammarion). - Но сегодня речь, скорее всего, идет больше не об общественных потрясениях, а личностном психологическом недомогании». Но возникает вопрос: кому лучше раскрыть душу - психиатру, психоаналитику, психотерапевту и психологу? Кто из указанных специалистов лучше поможет пациенту преодолеть душевные переживания? И могут ли душевные невзгоды расцениваться как патологическое состояние?
«Наша роль состоит в том, чтобы разыскать причину душевной травмы: это может быть супружеская измена, семейная тайна, - рассказывает психиатр Софи Биалек. - Если мы ее находим, то можем быстро вылечить пациента». Для того чтобы прийти на прием к психоаналитику, не обязательно быть "больным".
Сегодня растет число нервных расстройств у детей. Причины - анорексия (нервная анорексия - патологическое состояние в подростковом периоде, проявляющееся в упорном ограничении приема пищи- прим. пер.), гиперактивность, трудности в учебе, заикание на нервной почве. В 1999 г. под наблюдением детских психиатров было 425.770 детей, то есть на 50% больше, чем 10 лет назад.
Согласно исследованию, проведенному социологом Ирен Тери, 85% судебных решений принимается с учетом выводов психологов или психиатров. При этом нередки случаи, когда вывод врача-эксперта неверно трактуется представителями суда. Психоаналитик Жан-Люк Вио приводит в пример судебный процесс между разведенными супругами, в ходе которого бывший муж отстаивает право видеть свою дочь. Но вот вывод врача-психолога: «Девочка испытывает страх по отношению к образу отца». Судья понимает это в буквальном смысле: ребенок боится отца, и суд принимает решение отказать отцу в праве на посещение дочки. На самом же деле речь идет о доброй старой фрейдовской теории: «Эта девочка, - говорит Жан-Люк Вио, - опасалась не реального человека, а испытывала страх кастрации, свойственный любому 5-летнему малышу".
Другая проблема в том, что востребованность профессии психотерапевта привела к тому, что предлагать свои услуги в этой сфере стали врачи, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки. В Италии и в Германии психотерапевтами могут стать лишь психологи и психиатры. В Австрии существует официальный диплом. Однако во Франции ограничений не существует. В 2001 году в парламенте страны состоялись дебаты по данной проблеме: депутат из департамента Савойи Бернар Аккуае предложил четко прописать в законодательстве правило, согласно которому в роли психотерапевтов могут выступать только психиатры и психологи, но его поправка была отвергнута.