В народе их называют «оборотнями в погонах», и они поджидают вас на улице на каждом углу: российские милиционеры на охоте за быстрым рублем. Превышение скорости движения или управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения - все эти проблемы можно урегулировать без документального оформления. Деньги перекочевывают прямо в карманы милиционеров. Но за свои деньги вынуждены опасаться и ни в чем невиновные люди, поскольку многие милиционеры сколь коррумпированы, столь и изобретательны.
Поэтому министр внутренних дел Борис Грызлов решился летом на реализацию антикоррупционной программы и теперь докладывает Кремлю о первых успехах: в прошлом году в служебных правонарушениях были обвинены 21 000 милицейских чиновников, 17 000 из них уже уволены со службы. Однако критики рассматривают эту программу как PR-кампанию, проводимую накануне намеченных на декабрь парламентских выборов с целью повышения популярности правительственной партии «Единая Россия».
Однако коррумпированность характерна не только для милиции. Давать взятки - российская традиция, свойственная многим сторонам жизни. Как и у любой бюрократии, в России существуют неписаный прейскурант почти за любой официальный документ. За лицензию без проведения контроля нужно заплатить 3 600 рублей (100 евро), за поддельные документы - 300 рублей (девять евро). В плавательном бассейне округленная официальная сумма в качестве платы за вход идет прямо в карман дежурного по бассейну.
Дополнительно действует простое правило: чем дальше от Москвы, тем дешевле услуги чиновников. В центральном аппарате и в министерствах дают также взятки в долларах. В целом речь идет об огромных суммах. По подсчетам Центра прикладных политических исследований «ИНДЕМ» россияне тратят каждый год на взятки более 30 миллиардов долларов США - это почти половина государственного бюджета России.
В рейтинге коррумпированности, составляемом организацией "Transparency International", Россия занимает такое же неважное место, как и государства Южной Америки и Африки.
Тот, кто дает или принимает взятки, совершает правонарушение и подлежит наказанию. Однако в российской действительности коррупция является дополнительным заработком, и относятся к этому снисходительно. Это деньги, отнятые у нелюбимого государства. В эти дни на улицах Москвы можно постоянно слышать такой анекдот: оборотни находятся в России под государственной защитой, поэтому охота на них открывается только раз в четыре года, перед выборами.