Он красного цвета, произведен в России и его название, разумеется, - революция. Вчера, в день открытия в Москве автомобильной выставки России, крупнейший автомобильный концерн огромной страны «АвтоВАЗ» представил первый гоночный автомобиль.
Кроме одноместного гоночного автомобиля, завод с Волги продемонстрировал впервые машину «2170», которая разительно отличается по своей пластике от других выставленных российских автомобилей и наконец-то отвечает европейским нормам выброса выхлопных газов.
Но теплящиеся надежды тут же разрушает экономическая газета «Коммерсант»: «Прошлое показывает, что большинство проектов завода так и остается на уровне выставочных экземпляров». Соответственно глава Наблюдательного совета «АвтоВАЗа» Владимир Каданников заявил корреспонденту "Handelsblatt" даже о сокращении производства: «Поскольку мы вынуждены больше работать в интересах нашего совместного предприятия с концерном "General Motors". Так, в первом полугодии было выпущено только 320 000 «Лад». Это на целых 50 000 штук меньше, чем год назад. Несмотря на это, он рассчитывает на рост автомобильного рынка в России на уровне 4%.
Однако для западных концернов рынок будет иметь еще большее значение. Российские производители - еще доминирующие в количественном отношении - все больше оттесняются на второй план. Для концерна "Mitsubishi Motors", участвующего в капитале компании "Daimler-Chrysler", российский рынок стал в последнее время настолько важным, что японцы приурочили европейскую премьеру своей новой модели "Lancer" к автомобильной выставке в Москве. «Для концерна "Mitsubishi" Восточная Европа, и особенно Россия, представляют собой главный плацдарм в деле возвращения нашей доли рынка», - сказал президент европейского филиала Штефан Якоби (Stefan Jacoby). Доля "Mitsubishi" сократилась на тамошнем рынке до 1%.
Действительно, объемы сбыта продукции "Mitsubishi" стремительно растут. Если в прошлом году общий объем продаж вырос в среднем на 3,4%, то японцы смогли его увеличить на 36% и собираются в этом году продать на пространстве между Санкт-Петербургом и Тихим океаном 14 000 автомобилей. "Mitsubishi" рассчитывает, что в этом году в целом по России будет продано 1,8 миллионов легковых автомобилей, в 2010 году - 2, 3 миллиона штук. В настоящее время на долю российских производителей приходится 63% всех проданных автомобилей, 14% - это новые импортные машины и 23% - подержанные иномарки. До 2010 года, согласно прогнозам, ситуация изменится: к тому времени в России будет продаваться больше машин иностранных марок (45,2% рынка), чем российского производства (43,4%). К числу иностранных марок относятся также западные марки машин, которые собираются в России.
Последних становится все больше. В связи с сохраняющимся спросом концерн "Ford" собирается до конца декабря увеличивать производство машин марки "Focus" до 13 000, а в следующем году - до 25 000 штук. Крупнейший в мире автомобильный концерн "General Motors" (GM) намеревается выпустить на своем совместном предприятии «GM -АвтоВАЗ» 35 000 автомобилей "Chevrolet". В апреле следующего года, говорит директор компании «GM -АвтоВАЗ» Джон Майлонс (John Mylons), 16 000 «Шевроле-Нива» с двигателями от Опеля и начиненные японским оборудованием должны будут завоевать европейский рынок автомобилей высокой проходимости. «Россия может гордиться. Это российский товар, который можно будет сбывать на Западе», - высказал он уверенность. Общий объем производства должен быть увеличен в следующем году до 60 000 штук. До конца года, сказал Майлонс, предстоит решить, стоит ли в будущем собирать в России, возможно, и другую модель GM - автомобиль марки "Opel-Astra".
Концерн BMW, собирающий 3-ю и 5-ю модели в российском прибалтийском эксклаве Калининград, тоже выражает удовлетворение. «Несмотря на сильный евро, мы будем отстаивать свое лидерство в верхней части ценового сегмента и впервые продадим в России более 4 000 машин», - говорит директор торгового представительства концерна в России Кристиан Кремер (Christian Kremer).