В этом месяце в течение 24 часов российские силы, воюющие в Чечне, 19 раз попадали под обстрел. За тот же промежуток времени российские власти приняли документы для регистрации от 11 кандидатов, которые намерены баллотироваться на пост президента этой сепаратистской республики. Вряд ли хоть одна предвыборная кампания в мире была более коварной, чем та гонка, которая ожидает кандидатов, претендующих на лидерство в этой республике, разоренной за минувшие 9 лет в результате войны, терроризма и беззакония.
Путь к выборам президента Чечни, назначенным на 5 октября, может стать не менее коварным и для самого российского лидера Владимира Путина, который стремится "нормализовать" ситуацию в этой республике. Путем проведения выборов Кремль пытается вывести Чечню из состояния войны, однако предвыборная кампания разворачивается на фоне продолжения атак сепаратистов и роста числа терактов со стороны камикадзе. Предвыборная кампания характерна тем, что нынешнему главе администрации Чечни Ахмаду Кадырову, который является ставленником Москвы, будут противостоять все остальные кандидаты.
Учитывая непопулярность Кадырова, некоторые лидеры и аналитики опасаются, что предвыборная кампания может лишь привести к еще большей нестабильности и росту насилия в республике. «Ситуация очень тяжелая, - считает Руслан Хасбулатов, бывший спикер российского парламента и один из самых известных в России чеченцев. - Партизанская война продолжается, и федеральные власти не предпринимают никаких усилий, чтобы улучшить жизнь людей. Местные власти тоже ничего не делают. Война продолжается долгие годы, а конца ей не видно».
Путин начал в последнюю войну в Чечне в 1999 году, когда был премьер-министром России, и затем на начальной волне общественной поддержки через год был избран на пост президента страны. Нынешний хозяин Кремля долгое время отказывается вести политические переговоры для завершения конфликта в Чечне. Его позиция стала еще более бескомпромиссной после того, как прошлой осенью чеченские сепаратисты захватили заложников в Московском театре. После штурма здания силами российского спецназа погибло 129 заложников и 41 чеченец.
В этом году Путин решил официально заявить о завершении войны в Чечне, несмотря на продолжающиеся жертвы. В марте он провел в Чечне референдум по новой конституции республики, в ходе которого она была признана неотъемлемой частью России. Официальные лица сообщили, что 96% чеченцев одобрили Конституцию, хотя голосование проходило при отсутствии международных наблюдателей. Путин предложил также ограниченную амнистию мятежникам, которые согласятся сложить оружие. На минувшей неделе власти сообщили, что 140 сепаратистов сдали оружие. Срок сдачи оружия истекает 1-го сентября.
Аналитики усматривают в проведении выборов попытку придать легитимность администрации Ахмада Кадырова, бывшего религиозного лидера, который в ходе первой чеченской войны в 1994-96 гг. был мятежником, воевавшим против российских войск. Кадыров управляет Чечней уже в течение трех лет. «Все, что происходит в Чечне - не только выборы, но также референдум и амнистия - все это выглядит, как подтасовка, - считает Борис Немцов, лидер «Союза правых сил», реформистской политической партии России. - Кремль сделал огромную ошибку, поддержав Кадырова. Это одна из самых больших ошибок нынешней президентской власти России».
Кадыров стал очень непопулярен в Чечне, и его даже стали бояться, так как он создал, по словам его оппонентов, собственную президентскую гвардию и вооружил сотни милиционеров, которых возглавляет его сын. Вооруженную группировку Кадырова чеченцы часто обвиняют в жестокости. Некоторые чеченцы говорят, что они боятся людей Кадырова больше, чем российских солдат. Недавний опрос, проведенный агентством Validata совместно с фондом «Общественное мнение», показал, что 61,5% респондентов в Чечне не хотят голосовать за Кадырова "ни при каких обстоятельствах».
Даже бывший министр печати Кадырова Бислан Гантамиров заявил на прошлой неделе, что если выборы президента пройдут без подтасовок, то Кадыров получит от 3 до 5% голосов. Гантамиров, бывший мэр Грозного, разорвал отношения с Кадыровым в прошлом году. Он отказался участвовать в предвыборной борьбе, заявив о поддержке кандидатуры московского бизнесмена Хусейна Джабраилова, который пользуется симпатиями некоторых мусульманских лидеров Чечни.
Как и Гантамиров, бывший спикер российского парламента Хасбулатов решил не выдвигать свою кандидатуру и также выразил поддержку Джабраилову. Хасбулатов заявил, что в Чечне все еще идет война, и поэтому он решил не участвовать в выборах. "Это не выборы. В условиях войны нельзя проводить выборы, - говорит он. - Сначала нужно создать условия для их проведения. В Ираке американцы пытаются сначала восстановить стабильность и только потом провести выборы».
Самый популярный соперник Кадырова в предвыборной гонке - это депутат Госдумы Асламбек Аслаханов. В интервью на прошлой неделе Аслаханов заявил, что ему предлагали огромные деньги, чтобы он ушел из чеченской политики. Однако он не будет уточнять, кто пытался подкупить его. Он дал понять, что в ходе предвыборной кампании собирается критиковать Кадырова как представителя «партии войны», который продолжает военный конфликт, окружая себя бывшими мятежниками и бандитами. "Насколько мне известно, после прихода Кадырова к власти ситуация еще более обострилась, - заявил Аслаханов. - Он не способен восстановить мир в республике. Посмотрите, кто вокруг него. Кто эти люди? Действительно ли они являются лучшими представителями чеченского народа? Никак нет. Вокруг него лишь несколько честных людей, а большинство живет по волчьим законам».
Помощник Кадырова в Москве отказался от комментариев. Кремль отрицает, что поддерживает Кадырова в ходе предвыборной кампании. "Кремль не поддержит ни одного кандидата, потому что это было бы нечестным, - заявил представитель Путина Сергей Ястржембский в интервью арабской газете al-Sharq al-Awsat. - Федеральные власти заинтересованы в том, чтобы на выборах победил кандидат, который действительно пользуется поддержкой населения Чечни».
Предвыборная кампания официально началась на прошлой неделе, когда в Чечне возросло число боевых столкновений. Мятежные лидеры не только бойкотируют выборы, но и пытаются сорвать их проведение. За минувшие три месяца чеченские смертники совершили теракты в Чечне, в соседних республиках и в Москве, в результате которых погибли 200 человек. Согласно официальным данным, в среду в ходе перестрелки в лесах южной Чечни, погибли 8 российских солдат и 12 чеченских мятежников. Еще двое солдат погибли в тот же день, когда их грузовик наткнулся на мину в Грозном. На следующий день четверо чеченских милиционеров, сотрудничающих с российскими властями, были убиты, когда их грузовик попал в засаду, и 9 российских солдат погибли после взрыва мины на дороге. В пятницу от 30 до 40 террористов в масках штурмовали медицинскую клинику в соседней Ингушетии и похитили пять чеченцев.
Несмотря на рост нестабильности, власти пытаются убедить от 60 до 80 тысяч чеченских беженцев, живущих в Ингушетии, вернуться в преддверии выборов к родным очагам. Несколько палаточных лагерей было закрыто, а беженцам была предложена денежная компенсация за возвращение домой. Однако правозащитники жалуются, что на беженцев оказывается давление. Один из назначенцев Путина признал проблему, но добавил, что выборы могут быть проведены и в условиях нестабильности. При этом он привел в пример мартовский референдум. Российские власти заявили, что собираются пригласить на выборы международных наблюдателей.
«Выборы проходят как раз вовремя, - заявил уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов. - Необходимо поддержать этот процесс, чтобы возродить Чечню». При этом он, однако, признал: «Сами по себе президентские выборы вряд ли изменят ситуацию. Необходимы определенные законы и широкая экономическая программа. Нужно также решить социальные проблемы людей. Тысячи и тысячи людей в республике не имеют крыши над головой».