«У каждого чеченского боевика есть отец, мать, брат и родственники. Они будут всегда давать ему пищу, прятать его, лечить раны. У боевиков есть в Чечне социальная база. Их поддерживает население». За шесть недель до намеченных Москвой в воюющей республике президентских выборов - это плохая новость для Кремля. Столь же мало может президенту Владимиру Путину понравиться и то, что этот анализ сделан именно министром назначенной Москвой администрации: он принадлежит Бислану Гантамирову, министру информации из Грозного. И еще кое-что может заставить понервничать российского главу государства: за шесть недель до этих выборов, которые, согласно Путину, должны являть собой решительный шаг в направлении «политического урегулирования конфликта», возрастает интенсивность боев. На юге бои вспыхивают ежедневно, некоторые районы находятся, якобы, под контролем боевиков.
Гантамиров - видная фигура. Одно время он был на стороне сепаратистов, потом перешел на сторону Москвы, заняв пост начальника милиции, затем на время оказался за решеткой по обвинению в коррупции. Но, без сомнения, Гантамиров в состоянии оценить ситуацию лучше, чем аналитики в далекой Москве. Его выводы не совпадают с тем, что российское правительство, ФСБ и военные повторяют уже не один год: мол, боевики - это террористы, не имеющие поддержки среди населения. Речь идет лишь о том, чтобы «уничтожить» остающихся «террористов». Анализ Гантамирова идет вразрез с этим: до тех пор, пока боевики будут находить поддержку среди населения, война будет продолжаться. Чеченец предлагает решение, заключающееся в том, чтобы целенаправленно выводить из игры наиболее влиятельных полевых командиров. Но за последние четыре года российским войскам удавалось это сделать лишь в отдельных случаях.
Несмотря на то, что обстановка на севере страны и в столице Грозный несколько стабилизировалась, российские военнослужащие гибнут почти ежедневно и там. На горном юге силы безопасности с союзной чеченской милицией ситуацию и вовсе не контролируют. Интернет-страница Presscenter.ru цитирует одного военного, который сказал, что пресловутый полевой командир Шамиль Басаев контролирует весь район Ведено. Источники информационной службы сообщали, что почти ежедневно совершаются нападения на воинские колонны и опорные пункты. Сидящее в Ханкале под Грозным военное руководство на призывы о помощи не реагирует. Оно потребовало, чтобы войска «помогали сами себе».
Как заявили в штабе руководства «антитеррористической операцией» в Чечне, боевики получили от исламских организаций три миллиона долларов США, чтобы сорвать президентские выборы. Более точной информации, которая бы подтверждала это, нет. То, что боевики получают финансовую помощь от организаций из исламских стран, сомнению не подлежит. Неясно только, поступает ли она действительно от террористических организаций, таких, как «Аль-Каида», как это утверждает Москва. Большие суммы приходят, видимо, от чеченцев, находящихся за рубежом. Кавказцы, проживающие в Турции или Иордании, известны тем, что они оказывают помощь участникам подпольной борьбы.
Как в такой нестабильной с военной точки зрения обстановке проводить выборы, на этот вопрос Москва пока ответа не дает. Однако проведение предписанных Путиным выборов является проблематичным и в политическом плане: уже сейчас можно с уверенностью говорить, что победит на них ставленник Москвы Ахмад Кадыров. Его, конечно, поддерживает, согласно опросам, только четвертая часть населения, но он контролирует государственные финансы и местные средства массовой информации. И в его руках своя собственная милиция, насчитывающая 3 000 человек, которая обеспечивает его безопасность, прибегая к жестоким методам. Остальные из десятка других кандидатов, наиболее перспективные из них - чеченцы, проживающие в Москве, вынуждены будут опасаться за свою жизнь, если речь пойдет о поездке по делам, связанным с выборами, в Чечню. Всем кандидатам грозят смертью. Кандидаты, возможно, не застрахованы и от людей из структур безопасности Кадырова: его милицию подозревают в убийствах и в похищениях людей.
Однако, прежде всего, следует быть готовыми к массовой фальсификации результатов выборов. Один из соперников Кадырова на выборах говорил о «200 000 тысячах мертвых душ» в избирательных списках. Чтобы обеспечить Кадырову необходимое количество голосов, в списки избирателей просто вносятся имена умерших людей, утверждает Аслаханов, депутат российского парламента от Чечни. Это не новость: подобным образом итоги голосования фальсифицировались в Чечне и на предыдущих выборах. Поскольку об этом сообщалось и в российских газетах, Кремль твердо придерживается сроков проведения выборов. Путин, очевидно, продолжает делать ставку на то, что своим «политическим урегулированием» проблемы чеченской войны он заработает очки в России и у своих зарубежных партнеров.