Известие о затонувшей в Баренцевом море российской атомной подводной лодке К-159 еще только поступило, а министр обороны и его адмиралы тут же продемонстрировали необычную откровенность. «Мы снова имеем дело с российской легкомысленностью полагаться на случай и надеяться, что все обойдется», - сказал министр Сергей Иванов. С целью утилизации списанную и потерявшую плавучесть К-159 вопреки всем существующим мерам безопасности повели в док по морю. Хотя на море был шторм, ответственные за буксировку офицеры не распорядились задраить большие башенные люки лодки. Министр, однако, заверил, что опасности радиоактивного заражения богатого рыбой Баренцева моря нет.
Три года спустя после гибели атомной подводной лодки «Курск», - тоже в Баренцевом море, и тоже в августе - военно-морские эксперты и защитники окружающей среды согласны с Ивановым только в одном: последний несчастный случай с атомной подводной лодкой явился следствием убийственного легкомыслия и халатности. Что же касается возможности радиоактивного заражения - а на лодке, списанной 14 лет назад, находятся два остановленных реактора, - то они намного скептичнее, чем он.
Защитник окружающей среды и бывший моряк Александр Никитин считает, что риск «очень велик». Перед тем, как отправлять лодку на утилизацию, сначала нужно было демонтировать реакторы. «Вместо этого было принято самое дешевое и самое плохое решение". Никитин сомневается, что Москва в состоянии поднять лодку, лежащую на глубине 238 метров. Острой критике подверг случившееся также бывший командир лодки К-159: ржавеющую лодку с трудом удавалось удерживать на плаву даже у причала. «Это все равно, что посадить экипаж в полную дыр трубу», - сказал он.
Многое напоминает о катастрофе подводной лодки «Курск». В августе 2000 года в результате катастрофы самой современной в то время подводной лодки погибли 118 моряков. Причиной аварии стала неисправная торпеда. В то время руководство флота обманывало общественность, говоря, что есть шанс спасти оказавшийся в стальной западне экипаж. Людей обманывали до самого конца. Трагедия «Курска» закончилась PR-катастрофой для Военно-морских сил и стоила только что избранному президенту Владимиру Путину громадной потери симпатий среди населения. На этот раз руководство стремится проводить работу с общественностью на более высоком уровне. Но авария подводной лодки К-159 показывает также, сколь большую опасность представляют собой списанные российские атомные подводные лодки: на Северном море своей утилизации дожидается, по меньшей мере, 71 лодка.