Как все же может меняться обстановка, - в том числе, и в России. Пять лет назад страна оказалась в глубоком экономическом кризисе. Правительство Ельцина накопило головокружительные долги. Произошел стремительный обвал рубля. Миллионы российских граждан в одночасье потеряли свои сбережения. Бесчисленное количество малых и средних предприятий, основа для развития среднего сословия, обанкротилось. Казалось, что эксперимент по постепенному приобщению России, пережившей 70-летний период коммунистической диктатуры, к рыночным отношениям, если не провалился, то оказался под большой угрозой.
Сегодня Россия в некоторых отношениях представляет собой совершенно иную картину. Экономика переживает бум. На текущий год прогнозируется рост на уровне семи процентов, прежде всего, благодаря высоким ценам на нефть и природный газ на мировом рынке. В настоящее время Россия ежедневно добывает более восьми миллионов баррелей нефти, столько же, сколько Саудовская Аравия. Удалось значительно сократить долги. Впервые за последние годы в страну приходит больше денег, чем их уходит на зарубежные рынки и счета. Поставленная президентом Путиным цель увеличить в течение десяти лет в два раза внутренний валовой продукт звучит смело, но ее больше нельзя считать нереалистичной.
В политическом плане последовательное поступательное движение на ближайшие годы, пока у власти Путин, в определенной мере обеспечено. В декабре пройдут выборы новой Думы. Мало сомнений в том, что большинство в новом парламенте будет столь же браво танцевать под дуду Путина, как это было до сих пор. Еще с большей уверенностью можно, кажется, говорить о переизбрании Путина президентом страны в марте будущего года.
Однако позитивная картина мощного экономического подъема, уверенности в будущем и в стабильности руководства в Кремле, возникшая после бурного ельцинского периода, далеко не отвечает всем реалиям, характерным для этой огромной страны. Во многих регионах страны прогрессирует стагнация, общественное разложение, нищета и отчаяние. Собственно, о каком-то заметном процветании можно говорить лишь в отношении Москвы и, пожалуй, еще о двух-трех крупных городах. В Москве сегодня проживает 7 процентов из 142 миллионов жителей России. Здесь ежегодный доход на душу населения составляет 5 500 долларов США - в три раза больше, чем в каком-либо другом районе страны. 40 процентов всех владельцев мобильных телефонов это москвичи.
Американский политолог и бывший редактор издания "Foreign Affairs" Фарид Закария (Fareed Zakaria) приводит в своей недавно появившейся книге "The Future of Freedom" простое правило. Оно заключается в том, что коллапса государственных институтов и радикального краха демократических преобразований можно в целом не опасаться в том случае, если ежегодный доход на душу населения в стране составляет 6 000 долларов США и существует широкий слой среднего класса. Если верить, что эта теория хоть в какой-то мере отвечает действительности, то в случае с Россией предпосылки для последовательного экономического и политического развития в определенной степени существуют только в московском мегаполисе. Но этого недостаточно для надежного прогноза относительно дальнейшего роста. Не говоря уже о сохраняющейся до сих пор односторонней зависимости от высоких доходов, получаемых от экспорта нефти и газа, которые помешали стабильному общественному развитию в других богатых черным золотом странах, таких, как Нигерия или Венесуэла.
Другая проблема, касающаяся будущего России, связана с демографическим фактором. Общая численность населения самой большой по территории страны на Земле сократилась за последние двенадцать лет на 10 миллионов, до 142 миллионов человек. Десятки тысяч деревень на востоке и севере страны полностью или почти обезлюдели. Если тенденция сохранится, то к 2050 году население России не превысит 120 миллионов человек. По другим расчетам, цифра значительно меньше. В связи с этим демографическим кризисом президент Путин с тревогой говорил об угрозе существованию русской нации. Политики популистского толка в своих интересах с учетом неодинаковой плотности населения по ту сторону имеющей большую протяженность границы с Китаем и большого уровня рождаемости среди мусульманского населения в России используют легко поддающиеся разжиганию страхи относительно чужеродного засилья.
Причинами сокращения численности населения являются небольшой в среднем по стране уровень рождаемости, отсутствие того, что могло бы привлечь в Россию мигрантов из других стран, и, прежде всего, необычайно низкий уровень продолжительности жизни среди русских мужчин. Последний феномен очень тесно связан со старой болезнью - алкоголизмом и новым наказанием - с распространением СПИДа, борьба с которым ведется в высшей степени неохотно.
Достаточно непонятными остаются причины последних неожиданных нападок силового аппарата Путина на отдельных крупных российских капиталистов, которых в силу сомнительных методов, позволивших им сколотить состояние, называют «олигархами». Если бы за неожиданно начавшимся уголовным преследованием главы успешно работающего нефтяного концерна «ЮКОС» Михаила Ходорковского и его партнеров действительно стояла цель добиться соблюдения прав и законности, то против этого нечего было бы возразить. Но почти верно подозрение, что для Путина и его людей этот угрожающий маневр был необходим для того, чтобы заслужить за счет в высшей степени нелюбимых «олигархов» аплодисменты народа. Это маневр может оказаться выгодным для партии Кремля на предстоящих парламентских и президентских выборах, однако вряд ли сможет улучшить инвестиционный климат и транспарентность.
Мрачной страницей предварительных итогов деятельности Путина является грязная война в Чечне. 5-го октября сильно сократившийся за последние годы по своей численности народ Чечни должен избрать нового президента. Если исходить из конституции, написанной под диктовку Кремля, и результатов мало убедительных итогов мартовского голосования по ней, то надежд на то, что выборы улучшат ситуацию в этой разобщенной и разрушенной кавказской республике, мало. Террористическое подполье сепаратистов будет постоянно иметь возможность рекрутировать свое пополнение до тех пор, пока одичавшие российские силы безопасности будут продолжать издеваться над гражданским населением, а обещанные средства на восстановление республики исчезать по мафиозным каналам.
Путин начал эту войну четыре года назад, что вскоре помогло ему добиться легкой победы на президентских выборах. Он должен был бы, если бы этого действительно хотел, найти выход из чеченской трагедии. Для этого ему было бы необходимо, наконец, обратиться к влиятельным зарубежным посредникам.