Зарубежная печать комментирует гибель российской подлодки К-159, затонувшей на минувшей неделе в Баренцевом море. Газета New York Times, в частности, отмечает: «По словам официальных лиц, в результате катастрофы российской атомной субмарины К-159 погибли 9 из 10 моряков, находившихся на борту подлодки. Авария произошла в Баренцевом море в субботу, когда субмарина K-159, выведенная в 1989 году из боевого состава флота, буксировалась к месту своей утилизации при помощи четырех гигантских понтонов.
Подлодка К-159 затонула спустя почти три года после того, как в этом же море в результате двух взрывов погибла субмарина «Курск», в результате чего погибли все 118 моряков, находившихся на борту судна. Гибель «Курска» вызвала резкую критику в адрес ВМФ России и нанесла ущерб репутации президента Путина, который сместил со своих постов нескольких высокопоставленных офицеров флота.
Однако нынешняя авария несопоставима по масштабу с катастрофой «Курска». Когда подлодка «Курск» затонула в результате взрыва торпеды, на ее борту находилось много оружия, и ее атомные реакторы были в рабочем состоянии. Сейчас же, когда затонула субмарина К-159, по словам официальных лиц, все атомные реакторы, находившиеся на ее борту, были заглушены и не представляли опасности.
В момент аварии К-159 президент Путин находился с визитом в Сардинии (Италия). В ходе беседы с моряками, находившимися на борту российского крейсера, бросившего якорь у берегов острова, Владимир Путин назвал случившееся «трагедией» и заверил, что ее причины будут тщательно изучены. «Эта трагедия, - заявил он, - еще раз доказывает, что море требует соблюдения дисциплины в самом строгом смысле этого слова. Море никогда не прощает ошибок». Три года назад, во время катастрофы «Курска», Путин проводил отпуск на Черном море, и тогда он в течение долгого времени воздерживался от каких-либо заявлений.
Бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин заявил, что в ходе транспортировки субмарины К-159 были нарушены многие правила безопасности. По его словам, моряки не должны были находиться на борту подлодки, а «все забортные отверстия и верхнерубочный люк надо было заварить».
Газета The Washington Postпубликует комментарий, в котором, в частности, отмечается: «Атомная подлодка К-159, была снята с эксплуатации в 1989 году, но, подобно большинству российских ядерных субмарин, она продолжала ржаветь в течение многих лет, ожидая утилизации. Сегодня российские чиновники утверждают, что затонувшая подлодка не представляет никакой радиоактивной или экологической угрозы.
Однако авария подлодки К-159 в очередной раз акцентирует внимание на наболевшей проблеме оставшихся в наследство от «холодной войны» атомных субмарин, которые ржавеют в северных и восточных портах России. Спустя более 10 лет после распада Советского Союза Россия продолжает обладать 191 списанной ядерной подлодкой, из которых 85 имеют на борту ядерное топливо. Эти данные приводит норвежская экологическая организация Bellona.
Нильс Бомер, ученый-ядерщик из организации Bellona требует, чтобы Россия провела дорогостоящую операцию по поднятию затонувшей К-159 со дна Баренцева моря. «Очень может быть, что сегодня атомные реакторы на борту К-159, действительно, безопасны, - говорит он. - Но если эту субмарину оставить на морском дне, то существует опасность, что в будущем произойдет утечка содержащихся там радиоактивных веществ».
Российский адмирал Виктор Кравченко, выступая по российскому телевидению, не исключил того, что такая операция будет проведена. «Мы обязательно извлечем эту подлодку для ее последующей утилизации», - заявил он. Авария К-159 напомнила всем о катастрофе трехлетней давности, когда в результате затопления подлодки «Курск» погибли все 118 человек, находившиеся на ее борту.
Тему продолжает газета британских деловых кругов The Financial Times. В комментарии газеты, в частности, отмечается: «Авария подлодки К-159, созданной 40 лет назад, освежила в памяти болезненные воспоминания о катастрофе подлодки «Курск», унесшей жизни 118 человек. В воскресенье министр обороны России заявил, что атомная субмарина затонула в результате небрежности и легкомыслия. «Вновь мы увидели повторение российской привычки надеяться на авось», - подчеркнул он.
По его словам, оба ядерных реактора, находившиеся на борту затонувшей подлодки, были заглушены в 1989 году, и уровень радиации в районе аварии не превышал допустимые нормы. Между тем норвежская экологическая организация Bellona, которая в течение многих лет предупреждала о необходимости усиления мер безопасности на атомных подлодках, подвергла российские власти резкой критике за решение буксировать подлодку в штормовую погоду».
В комментарии правоцентристской газеты Франции Le Figaro отмечается: «По поручению президента России Владимира Путина, находившегося с визитом в Сардинии, началось расследование обстоятельств аварии атомной субмарины К-159. «Мы не ищем козла отпущения», - заявил вчера министр обороны Сергей Иванов. По его словам, суд определит меру ответственности каждого за случившееся, а расследование покажет проблемы, которые надо устранить».
Авария К-159 произошла спустя три года после катастрофы АПЛ «Курск», масштабы которой были несоизмеримо больше. Владимир Путин и его адмиралы, которых в 2000 году упрекали в попытке разрешить кризис «по-советски», на этот раз без промедления признали, что надежды на спасение экипажа К-159 уже нет. Они также пообещали провести оперативное расследование по факту гибели подлодки. Министр обороны временно запретил буксировать атомные подлодки для утилизации.
Умеренно левая французская газета Liberation также обращает внимание на то, что «власти извлекли уроки из катастрофы «Курска», происшедшей три года назад, и на это раз быстро проинформировали общественность об аварии подлодки К-159».
«Три года тому назад, - продолжает газета, - глава государства, который только что приступил к исполнению обязанностей президента, подвергся критике за свое затянувшееся молчание после катастрофы «Курска». Тогда причины несчастного случая долго оставались неясными, а прокуратура, завершившая расследование двумя годами позже, так и не выявила виновных в трагедии. В конце минувшей недели министр обороны Сергей Иванов дал понять, что авария К-159 произошла из-за халатности должностных лиц. «Это событие в который уже раз подтверждает, что в море, на земле и в воздухе надо четко выполнять все приказы, в противном случае последствия могут быть трагическими», - заявил он".