Они называют ее "Берлинской стеной". Это гладкий высокий цементный забор, окружающий безымянную деревню неподалеку от иранского города Бушер. По одну сторону около полутора тысяч иранцев живут по законам шариата. По другую сторону около 800 россиян и украинцев веселятся, пьют самогонку и куролесят всю ночь.
Однако каждое утро иранцы и россияне встречаются на огромной строительной площадке, где на протяжении семи лет строится иранская атомная электростанция. Для России проект в Бушере является символом, дающим право на статус экспортера ядерных технологий. Для западных разведслужб и дипломатов он является началом страшного кошмара - распространения ядерных технологий. Хотя Иран заявляет, что он строит невинную электростанцию, Запад опасается, что российские технологии и материалы могут быть использованы для создания ядерного оружия. На прошлой неделе Международное агентство по атомной энергии представило новый повод для беспокойства. Инспекторы агентства обнаружили с Иране следы высокообогащенного урана, применяющегося для создания бомб. Эти доказательства, хоть и косвенные, говорят о возможности того, что Иран может вскоре вступить в ядерный клуб.
Россия категорично не желает уходить из Бушера. Не далее чем на прошлой неделе чиновники Государственного департамента США покинули Москву, не сумев убедить россиян отказаться от проекта. Российское министерство по атомной энергии надеется, что проект в Бушере станет предвестником новых сделок. Минатом ведет агрессивную кампанию про продвижению российских ядерных технологий в страны третьего мира. Некоторые из этих стран могут захотеть приобрести технологии двойного назначения для секретного производства ядерного оружия.
Российские ученые уже помогают Китаю и Индии в строительстве атомных электростанций. Они строят реактор в Финляндии. Они планируют построить исследовательский ядерный реактор в Бирме и уже обучили 300 бирманских ученых. Ведутся переговоры с Болгарией, Кубой, Индонезией, Египтом и Сирией. Некоторые африканские страны проявляют интерес к спорной новой технологии - атомным электростанциям, плавающим в океане, что заставляет экспертов по вопросам распространения просыпаться по ночам. "Похоже, Минатом не беспокоит то, что кто-нибудь может проникнуть на этот реактор и похитить ядерное топливо", - говорит Кристина Чуэнь (Cristina Chuen), исследователь из калифорнийского Центра изучения проблем нераспространения.
Российские ядерные амбиции уходят корнями в развал советской экономики. Хотя на Минатом в начале 1990-х годов была возложена ответственность за большую стареющую сеть атомных электростанций, бюджет министерства по сравнению с советскими временами был совсем незначительным. Чтобы заработать денег, Минатом начал экспортировать ядерные технологии в страны - сателлиты бывшего Советского Союза. Поначалу Соединенным Штатам удавалось сдерживать распространение российских технологий. Кремль прекратил ядерное сотрудничество с Северной Кореей в том числе и из-за обеспокоенности США ядерными амбициями Ким Чен Ира (Kim Jong Il). Однако через год США отказались от этой политики, заключив с Кореей собственное соглашение о строительстве реактора на легкой воде в обмен на обещание Пхеньяна свернуть корейские ядерные программы. Этим и объясняется нынешняя агрессивность Минатома.
Успехи Минатома много значат для России. Развивающаяся ядерная промышленность является одним из светлых пятен российской экономики. В прошлом году Минатом получил 2,6 миллиарда долларов США за экспорт ядерных материалов и технологий, а в этом году ожидает получить 3 миллиарда долларов. Только проект в Бушере принес 800 миллионов долларов и обеспечил работой 20000 россиян. В прошлом году заместитель министра по атомной энергии сказал, что в ближайшие 10 лет Россия построит десять реакторов в иностранных государствах, по цене 800-900 миллионов долларов за каждый.
А что будет, если технологии или материалы попадут не в те руки? В январском докладе аналитики из ЦРУ поставили Россию на первое место в списке поставщиков технологий производства оружия массового поражения и современных обычных вооружений. За ней идут Северная Корея, Китай и некоторые поставщики из западных стран.
Факт обнаружения на прошлой неделе в Иране высокообогащенного оружейного урана добавит масла в огонь. Следы были обнаружены на одном из отдаленных предприятий, на котором иранские власти осуществляют собственную программу по обогащению урана. Они заявляют, что топливо предназначено для атомной станции в Бушере. Иранские чиновники утверждают, что следы высокообогащенного урана уже были на импортированном ими оборудовании. Однако западные эксперты этому не верят. По словам одного западного дипломата, работающего в Тегеране, предприятие по обогащению имеет подземные сооружения, где можно разместить десятки тысяч центрифуг - что вполне достаточно, чтобы обеспечить топливом восемь реакторов, которые хочет построить Иран, или же создать огромное количество бомб. Большинство из этих сооружений имеют защиту от бомбовых ударов, что "дает нам повод для беспокойства", сказал западный дипломат.
Российские эксперты утверждают, что бушерский реактор на легкой воде не подойдет для производства оружейной начинки. Однако американские чиновники и ученые с этим не согласны. По их мнению, через несколько лет в Бушере можно будет произвести от 80 до ста единиц атомного оружия на основе плутония. Нанесут ли Израиль или Соединенные Штаты упреждающий удар по реактору, как это сделал в 1981 году Израиль, разрушив реактор в Ираке? Такой шаг необходимо было бы сделать до того, как реактор будет запущен в начале 2004 года, чтобы избежать ядерного загрязнения региона. Если Россия не умерит свои ядерные амбиции, конфронтация в Иране может стать первой из многих.