Никого не допускают к единственному выжившему во время воскресной катастрофы подводной лодки Максиму Цыбульскому, находящемуся в госпитале Североморска. Его родственникам не удалось навестить его ни разу. Самая незначительная информация о состоянии моряка, получившего сильное переохлаждение организма, рассматривается врачами по указанию флотского руководства как государственная тайна.
Российский Северный флот, где за последние три года происходит уже вторая катастрофа с атомной подводной лодкой, пытается действовать в старой манере: задраить переборки и пропускать только благоприятную для себя информацию. Это тот метод, который в случае с гибелью в августе 2000 года атомной подводной лодки «Курск» привел к противоположному результату: флотское руководство было уличено тогда во лжи.
Игорь Дыгало, остающийся пресс-секретарем Северного флота (так в тексте. - Прим. пер.) и по сей день, продолжил эту печальную традицию. «Адмиралы снова лгут», - озаглавила вчера свой материал по этому поводу «Новая газета». Дыгало сообщил, что волнение на море было три балла, а скорость ветра - два-три метра в секунду, а что, мол, такое два балла - шторм. В результате оборвались тросы, которые соединяли подводную лодку с четырьмя понтонами, что имело следствием затопление К-159. «При такой погоде можно еще купаться», - язвил военный эксперт «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр. Он не согласен и с объяснениями, будто спасательным работам помешал легкий дождь, а сначала, мол, был введен в заблуждение экипаж спасательного вертолета. «Что же получается, что наш флот способен действовать только в безветренную погоду и при полном штиле? Можно ли такой флот вообще выпускать в море?»
Представители Военно-морского флота уже неоднократно заверяли, что опасности радиоактивного заражения нет. Напротив, экологи и представители природозащитной организации «Гринпис» опасаются, что два 70-мегаваттных реактора лежащей на 238-метровой глубине подводной лодки, построенной еще в первые годы реализации советской программы развития атомного подводного флота, долго сохранять герметичность не смогут. Существует исключительно большая опасность заражения богатой рыбными запасами морской акватории у берегов Кольского полуострова. Затонувшую лодку предполагается поднять.
После этой катастрофы руководство Военно-морского флота во главе с адмиралом Владимиром Куроедовым оказалось в трудном положении. А вместе с ним и его покровитель - глава Кремля Владимир Путин. Дело в том, что гибели К-159 предшествовали маневры Тихоокеанского флота с катастрофическими последствиями. В ходе десятидневных морских учений Флот потерял три вертолета и 26 человек, « в том числе губернатора», как заметила газета «Русский курьер».