Будут использовать нечестные приемы игры, рисковать, мошенничать - в этом перед парламентскими выборами едины в Москве все наблюдатели: «Речь идет об определении пути развития на второй президентский срок Владимира Путина и, прежде всего, о позициях на время после 2008 года», - считает политолог Лидия Швецова из Фонда Карнеги.
Схватка за власть последовательно развивается, прежде всего, в стенах Кремля. Незадолго до вчерашнего официального начала избирательной кампании, ее признаки можно было наблюдать и за его пределами: на предвыборной дистанции неожиданно появились с благословения Путина две партии - «Единая Россия» и «Народная партия».
До этого на дистанции была только «Единая Россия» во главе с председателем партии, близким человеком Путина, Борисом Грызловым. Дирижировал этой партией глава администрации Кремля Александр Волошин. Но поскольку с июля, с момента начала нападок на крупнейший в России нефтяной концерн «ЮКОС», в схватке в Кремле сошлись две группировки, то на старт теперь вышла также «Народная партия». Ее предвыборные лозунги не оставляют никакого сомнения относительно того, как она относится к так называемым олигархам: от света настольной лампы удирают прочь крупные предприниматели и черные тараканы. Атака на влиятельных мультимиллиардеров, собственно, и является главной задачей фракции КГБ в Кремле, которая стоит за новой партией. Ее члены являются, как и Путин, выходцами из разведслужб и, в отличие от Волошина и его так называемой «семьи» из числа любимчиков бывшего президента Ельцина, получили еще недостаточно от богатств России.
К тому же они хотят, как говорят знающие люди, заменить самое позднее после выборов в Думу премьера Михаила Касьянова, который тоже является пережитком ельцинской эпохи, на еще одного человека с эполетами. Говорят, что за время пребывания Путина на посту президента число людей с военным или разведывательным прошлым в политике увеличилось больше чем в два раза. Многие из них вершат дела в окружении президента. Бывших сотрудников КГБ можно найти также в Министерстве экономического развития и торговли и в различных компаниях.
Но борьба против олигархов является подходящим средством не только для представителей этого круга людей. Дело в том, что, по словам политика демократического толка Бориса Немцова, ее поддерживает 80% населения страны, в которой «17 миллиардеров и 40 миллионов нищих». За «мирный демонтаж олигархической системы» неожиданно выступил даже глава либеральной партии «Яблоко» Григорий Явлинский. Он требует «изымать из сверхприбылей этой системы средства на цели образования, здравоохранения и реформирования армии».
В адрес прокуратуры из Думы уже раздаются требования проверить вслед за нефтяным гигантом «ЮКОС» во главе с самым богатым россиянином Михаилом Ходорковским, состояние которого оценивается в 8 млрд. долларов США, также обстоятельства появления никелевой империи олигарха и бывшего вице-премьера Владимира Потанина. Губернатор сибирской республики Хакасия Алексей Лебедь, со своей стороны, хочет отменить итоги приватизации крупнейшей электростанции - в пользу алюминиевого короля Олега Дерипаски.
Интересно, что атака на компанию «Норильский никель» Потанина последовала из рядов «Яблока» - партии, которую финансирует сам глава «ЮКОСА» Ходорковский. Также обращает на себя внимание то, что влиятельная московская «Альфа-Групп» и совладелица крупнейшего металлургического холдинга «СУАЛ», недавно объединившая свою нефтяную компанию ТНК с британским нефтяным гигантом ВР, отхватывает за спиной сошедшихся в схватке все больше жирных кусков от пирога российской экономики для своей промышленной империи.
Но и сами олигархи не желают, как того требует Путин, держаться подальше от политики. Так, нефтяной магнат Ходорковский открыто говорит о том, что хочет создать в парламенте блокирующее меньшинство и таким образом защитить собственность от просвечивания ее со стороны политики и правоохранительных органов.
Путин, напротив, смотрит уже намного дальше парламентских выборов, намеченных на декабрь, и президентских выборов летом будущего года. Он стремится к изменению конституции, когда бы, начиная с 2008 года, правительство формировалось на основе парламентского большинства, а не по воле одного президента. Искать кандидата на пост премьера, получающего в результате большее влияние, тогда бы не пришлось: этот кандидат - Путин. В 2008 году у него не будет права баллотироваться на пост главы государства в третий раз.