Дональд Хепберн ранее возглавлял Нефтяную компанию Бахрейна (Bahrain Petroleum Company), в настоящее время входит в Совет по ближневосточной политике
В 1991 году Америка получила от своих союзников достаточно средств, чтобы покрыть расходы на первую войну в Персидском заливе. В этот раз ситуация прямо противоположная, и Соединенные Штаты остались наедине со счетом за вторжение и оккупацию, окончательные размеры которого начинают вырисовываться только сейчас.
Проявленная недавно администрацией Буша (Bush) готовность рассмотреть возможность предоставления Организации Объединенных Наций большей роли в Ираке является первым признаком того, что США осознают, насколько ошибочны были их представления о цене вторжении. Надежды окупить стоимость военной операции доходами от продажи иракской нефти не оправдались, так как экономика этой страны разрушена, нефтяная промышленность пребывает в плачевном состоянии, а национальные богатства разворованы.
Итак, во сколько же обойдется американским налогоплательщикам этот эксперимент в области создания новых государств? Давайте посмотрим, сколько уже было потрачено. По данным Пентагона, стоимость подготовки и самого вторжения составила около 45 миллиардов долларов США. С момента окончания активных боевых действий в мае военные расходы составляют один миллиард долларов в неделю. Пятилетняя оккупация, таким образом, обойдется в сумму около 300 миллиардов долларов.
Однако это только часть всех расходов. Так как указанные средства являются заемными, на них начисляются проценты. Помимо того, США должны потратить 5 миллиардов долларов на оказание гуманитарной помощи и 8 миллиардов на выплату зарплаты иракским государственным служащим. Еще около 7 миллиардов пойдут на восстановление коммунального хозяйства и сферы услуг. 3 миллиарда может уйти на возвращение и обустройство иракских беженцев.
Плюс огромный внешний долг Ирака, составляющий около 350 миллиардов долларов США. В эту сумму входит обычный внешний долг в размере 90 миллиардов (главным образом за купленное у России, Китая, Франции и Германии оружие), стоимость незавершенных контрактов, равная 60 миллиардам, и военные репарации в размере 200 миллиардов за вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году.
И все же, крупнейшей проблемой, стоящей перед Ираком, является то, что после десятилетий коррупции, экономического застоя и разрушения промышленности страну ожидает по меньшей мере одно десятилетие восстановительных работ. Необходимо будет заново построить порты, заводы, дороги, электростанции, больницы и многое другое; восстановить связь, водоснабжение и предоставление других услуг; создать системы здравоохранения и пенсионного обеспечения; заново создать систему законодательства. По оценкам США и ООН, в ближайшее десятилетие выполнение этих и многих других задач будет стоить около 200 миллиардов долларов .
Понятно, что все эти расходы не могут быть покрыты за счет иракской нефти. Перед войной ожидалось, что объемы иракского производства смогут довольно быстро достичь темпов роста в 15-20 миллиардов долларов в год. Однако чрезвычайно ветхое состояние промышленности, теракты и саботаж на нефтедобывающих предприятиях и трубопроводах позволяют предполагать, что доходы от продажи нефти в ближайшие три года вырастут не так значительно, как ожидалось - с 10 миллиардов в 2004 году до 20 миллиардов в 2006 году. Западные нефтяные компании готовы инвестировать в совместные предприятия с иракской государственной нефтяной компаний около 40 миллиардов долларов, однако эти предприятия будут разрабатывать новые месторождения, а не восстанавливать существующие мощности. К 2010 году общий доход от продажи иракской нефти может достигнуть 40 миллиардов долларов в год.
Очевидно, что Соединенные Штаты не смогут покрыть всю разницу из своего кармана. Ираку понадобятся долгосрочные займы Международного валютного фонда, созданного Организацией Объединенных Наций Фонда развития Ирака, Арабского фонда развития и других международных организаций. Однако пока в Ираке не будет принята новая конституция и избрано правительство, пока не будут созданы эффективные правовая, судебная, банковская и налоговая системы - немногие из этих организаций будут готовы предоставлять займы.
Давайте признаем это - восстановление Ирака будет стоить гораздо дороже, чем утверждалось ранее. Так как, судя по всему, чтобы облегчить ношу, лежащую на плечах американских солдат и получить помощь других государств, нам неизбежно придется пойти на уступки, пришло время восстановить отношения с ООН и нашими союзниками, чтобы облегчить также и ношу, лежащую на плечах американских налогоплательщиков.