Внешнеполитическая команда президента Буша (Bush) всегда с презрением относилась к хаотичным, импровизированным действиям Билла Клинтона (Bill Clinton) в мировой политике. Когда она взяла власть в свои руки, она пообещала подходить к глобальным вопросам со всей серьезностью, искусством и предусмотрительностью. Однако импульсивный Клинтон по сравнению с этой "командой мечты" может быть приравнен к Роммелю (Rommel).
Если вы собираетесь перекраивать карту Ближнего Востока, вам не нужны неудачи. Но даже чиновники, чей суммарный опыт внешнеполитической деятельности равен ста годам, способны действовать легкомысленно, если поверят в сочиненную ими же самими пропаганду. Команда, которая начинала свою деятельность в уверенности, что она сможет изменить мир, сейчас этим миром отвергается.
Наши невидимые мучители выглядят более подготовленными и организованными, чем мы. По мере перехода от убийств американских солдат и иракцев к терактам на электростанциях, поджогу нефтепроводов, разрушению мечетей и офисов ООН, к нападениям на полицейские участки, наши враги выглядят лучше подготовленными и более решительно настроенными создавать хаос в Ираке и Афганистане, чем мы - восстанавливать в этих странах порядок.
Так же они проявили себя более умелыми специалистами по созданию эффективных коалиций, чем команда Буша: террористы из разных стран, боевики из "Аль-Каиды", радикальные шииты и остатки сторонников Саддама (Saddam) объединены их ненавистью к Америке.
Если мы посмотрим, что послужило для военного совета Буша поводами к вторжению в Ирак, то итоговая картина будет весьма печальной.
- мы хотели избавиться от Усамы (Osama) и Саддама, от "Аль-Каиды" и движения "Талибан". Этого не произошло. Они по-прежнему существуют и окружают нас как тараканы. Как пишет журнал "Newsweek", Усама прячется в афганских горах и планирует применить против Америки бактериологическое оружие. Если всякие яппи могут подниматься на Эверест, на высоту 29000 футов (1 фунт равен 30,48 см, прим. пер.), то почему мы не можем заплатить каким-нибудь местным афганцам, чтобы они нашли Усаму на высоте всего 14000 футов?
- Буш думал, что освобождение Ирака от Саддама будет первым шагом к миру на Ближнем Востоке, а также гарантирует большую безопасности Израилю. Однако план "Дорожная карта" по установлению мира на Ближнем Востоке не сработал, а Израиль далек от мира с арабами как никогда. Соединенные Штаты трогательно призвали Ясира Арафата (Yasir Arafat) применить свою власть и помочь им, после того, как они год делали вид, что его не существует.
- Рамсфелд (Rumsfeld) хотел залечить вьетнамские раны и доказать, что побеждать можно быстрее и с большей легкостью. Однако наши солдаты в Ираке и Афганистане снова оказались втянутыми в конфликт на другом конце земного шара, где их по одному отстреливают партизаны.
- Неоконсерваторы хотели обойти ООН, поставив Организацию перед фактом войны в Ираке. Сейчас администрация Буша вынуждена обратиться к ООН, однако другие государства с подозрением относятся к политике США в Ираке и мерам безопасности, принимаемым в этой стране.
- Дик Чейни (Dick Cheney) и Рамсфелд хотели отказаться от политики мультилатерализма. Однако огромная стоимость войны и растущие потери в Ираке и Афганистане заставляют американцев вновь обращаться к старым друзьям.
- Пентагон хотел отодвинуть в сторону ЦРУ и Государственный департамент и самостоятельно вести войну и Ираке и восстанавливать эту страну. Теперь специалисты из управления специальных операций Пентагона изучают художественный фильм 1965 года "Битва за Алжир" (The Battle of Algiers), чтобы попытаться понять, почему Франция потерпела поражение в партизанской войне против мусульман в Алжире.
- Неоконсерваторы надеялись, что демократия волнами распространится из Ирака по всему Ближнему Востоку. Однако после передачи власти Иракскому правящему совету, состоящему из 25-ти человек, оказалось, что они не только не хотят работать допоздна, но и не хотят управлять страной. Помощник одного из членов Совета рассказал нашей газете: "Кто-то вносит предложение, затем каждый по кругу начинает обсуждать его, а затем наступает глубокий вечер и приходит пора идти домой".
- вице-президент хотел развеять возникшее в 1960-х годах ощущение виновности Америки. Однако наши односторонние действия в Ираке, наши не находящие подтверждений заявления об иракском оружии массового поражения и связях Саддама с "Аль-Каидой" сделали нас еще больше ненавидимыми в мире, чем раньше.