Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Без увеличения военных заказов "оборонке" США грозит медленное вымирание

Военные расходы США растут, однако затраты Пентагона на закупку новых видов вооружений неуклонно снижаются

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бесспорно, оборонные расходы США стремительно растут, и американские войска ночуют под открытым небом в ходе операций в горячих точках планеты. Но это не должно вводить вас в заблуждение. В основном резкий скачок расходов связан с выполнением боевых задач, а также с поддержанием жизнедеятельности личного состава. При этом, однако, речь не идет о закупке на нужды армии новых самолетов, кораблей и танков. При внимательном анализе выясняется, что в деятельности предприятий ВПК, являющих поставщиками вооружений, наблюдается долговременный спад.

Бесспорно, оборонные расходы США стремительно растут, и американские войска ночуют под открытым небом в ходе операций в горячих точках планеты. Но это не должно вводить вас в заблуждение. В основном резкий скачок расходов связан с выполнением боевых задач, а также с поддержанием жизнедеятельности личного состава. При этом, однако, речь не идет о закупке на нужды армии новых самолетов, кораблей и танков.

При внимательном анализе выясняется, что в деятельности предприятий ВПК, являющихся поставщиками вооружений, наблюдается долговременный спад. Занятость в аэрокосмической индустрии США за последние 50 лет снизилась до самого минимального уровня. Количество программ по производству новых видов вооружения сократилось до минимума. Несмотря на опасность увеличения ядерной угрозы со стороны Северной Кореи и Ирана, затраты Пентагона на приобретение новых видов вооружения с учетом инфляции едва достигают половины уровня, отмеченного в период президентства Рональда Рейгана.

Возможно, «железный треугольник», куда входят Пентагон, подрядчики оборонного ведомства и соответствующие комитеты конгресса США, может преследовать свои интересы, непроницаемые для внешних наблюдателей. Безусловно, такие компании ВПК, как Lockheed Martin и General Dynamics, не исчезнут. Но понятие всесильного ВПК уже становится пережитком «холодной войны». Это обрадует либерально настроенных критиков оборонных программ и вызовет беспокойство ястребов, которые хотят еще более усилить оборонную мощь страны.

Ясно одно: страна нуждается в новой парадигме для перестройки основ оборонной индустрии, чтобы гарантировать производство любых видов вооружений, в которых мы все еще очень нуждаемся в этом нестабильном мире. Мы наблюдаем снижение уровня качества и количества рабочей силы обороной индустрии, что приведет к снижению производительности труда и превышению расходов, разоряющих бюджет. Со временем технологическая мощь, которую США продемонстрировали в Афганистане и Ираке, может иссякнуть. Без реконструкции своей оборонной индустрии США не будут способны поддерживать свой статус сверхдержавы.

Этот тезис подтверждается данными Ассоциации аэрокосмической индустрии (Aerospace Industries Association). В 1989 году численность рабочей силы в аэрокосмической индустрии составляла 1,3 млн. человек, а к концу 2002 года она сократилась до 689 тысяч, то есть примерно до уровня, зарегистрированного в 1953 году. После терактов 11 сентября 2001 года в этой отрасли было уволено 10% специалистов, причем вполне вероятно дальнейшее сокращение рабочей силы.

В период между 2002 и 2008 годами почти половина рабочих и служащих этой отрасли достигнет пенсионного возраста, что может означать потерю беспрецедентного опыта работы. Молодых специалистов, которые придут им на смену, будет немного: студентов университетов мало интересует перспектива трудоустройства в предприятиях оборонной индустрии с иерархической, милитаристской культурой производства. Число дипломированных инженеров аэрокосмической отрасли неуклонно снижается, поскольку для молодых специалистов более привлекательна работа в сфере биотехнологии и индустрии компьютерных игр.

Положение с военным бюджетом столь же неприглядное. Когда в середине 2001 года министр обороны Дональд Рамсфелд объявил об увеличении в 2002 году бюджета Пентагона на 38 млрд. долларов, создалось впечатление, что ВПК спасен. Однако при внимательном изучении выяснилось, что речь вовсе не идет о закупке тяжелого вооружения. Расходы на закупку новых вооружений, и без того сократившиеся на 30% после окончания «холодной войны», были уменьшены еще на 1 млрд. долларов. А рост бюджета Пентагона произошел за счет других статей расходов. В 2003 годы расходы на закупку нового вооружения немного возрастут: они повысятся на 9 млрд. долларов, достигнув 70 млрд. долларов. Однако в 2004 году вновь ожидается спад: проект бюджета на следующий год предусматривает увеличение расходов на закупки вооружений всего на 4%.

Чтобы сэкономить деньги, Пентагон пересматривает целый ряд военных программ. Так, было решено отказаться от программы оснащения армии новыми артиллерийскими системами Crusader Howitzer. Был также отвергнут план создания системы ракетной обороны морского базирования, который был составной частью программы «звездных войн». Скорее всего, будут также сокращены расходы на закупку новейших истребителей F-22 Raptor и колесных боевых машин Stryker.

«Самым впечатляющим является то, что со времени правления Буша-старшего был прекращен выпуск продукции для более 100 крупных программ», - говорит Гордон Адамс, профессор университета Джорджа Вашингтона, который работал в администрации Клинтона, где изучал статьи расходов в сфере национальной безопасности. Сегодня ВПК готовит для сил ВВС лишь один истребитель нового поколения - это Joint Strike Fighter. Для сухопутных войск разрабатывается также лишь одна программа - Future Combat System (речь идет о программе реорганизации и вооружения американской армии с помощью последних достижений науки и техники, в том числе с помощью роботов - прим. пер.).

Однако это не должно вызывать удивления. После того, как советская угроза исчезла, количество людей в военной форме в США сократилось с 2,2 млн. в 1989 году до 1,4 млн. человек в этом году. На горизонте не видно угрозы, подобной той, которая существовала в годы «холодной войны». Война же с терроризмом может быть выиграна при намного меньших затратах. На горизонте нет также страны, которая могла бы бросить вызов военной мощи США. Америка тратит на цели своей обороны столько же, сколько десяток других стран, вместе взятых.

Тем временем генералы рассчитывают, что с помощью технологического прогресса они смогут побеждать противника при намного меньших затратах. Когда применяются «умные» бомбы, Пентагону для поражения заданной цели уже не нужно тратить 80 млн. долларов на истребители или 2 млрд. долларов на бомбардировщики Тем более, что денег на программы тяжелого вооружения в любом случае не чае не хватает.

Профессор Гордон Адамс долгое время полагал, что политика «железного пятиугольника» формируется в соответствии с его собственными интересами. Почти после пяти лет работы в бюджетном комитете Белого дома он изменил свои взгляды. Теперь он считает, что политика Пентагона определяется сложной комбинацией факторов, среди которых - политика и стратегия (оценка угроз, с которыми сталкивается страна), бюрократические императивы (чиновники Пентагона больше думают о своем продвижении по службе, чем о закупках вооружений), макрополитика (республиканцы и демократы ведут борьбу за право называться патриотами), микрополитика (законодатели стремятся защитить интересы своих избирателей).

Так что возникает необходимость пересмотра структуры оборонной отрасли. Перед второй мировой войной не было никакого ВПК. Для производства вооружений использовались мощности обычных предприятий. ВПК возник в период «холодной войны» в качестве постоянной военной опоры страны. Вот почему президент Эйзенхауэр впервые употребил термин «военно-промышленный комплекс» лишь в 1961 году, когда, покидая пост президента США, обратился к нации с прощальным посланием.

Сегодня бюджет ВПК составляет 3% от ВВП, то есть лишь половину того уровня, который ежегодно фиксировался в период «холодной войны». Пока не слышно громких требований о необходимости поддержки ВПК, имеющего полувековую историю. По данным консалтинговой компании Booz Allen Hamilton, сегодня предприятия ВПК загружены лишь на половину своей производственной мощности, а военное судостроение и того меньше - лишь в пределах 20%.

В создавшейся ситуации Пентагону нужно обеспечить предприятия ВПК постоянными заказами, чтобы поддержать на должном уровне их основные трудовые ресурсы и инфраструктуру. Без коренных изменений ВПК будет обречен на медленное вымирание. Мы должны изменить свое отношение к ВПК, а призрак его прошлого не должен часто беспокоить нас.

* Стэн Крок - ведущий дипломатический корреспондент еженедельника Business Week, специализирующийся на проблемах Пентагона, ВПК и Госдепартамента США.