Он надеется на «мощный импульс» для развития отношений, сказал президент России Владимир Путин после встречи с наследным принцем из Саудовской Аравии Абдаллой. Событие историческое.
О том, что отношения становятся более теплыми, свидетельствует, прежде всего, подписанное соглашение о сотрудничестве по «обеспечению стабильности на мировом рынке». Саудовская Аравия - крупнейший экспортер нефти и страна, задающая тон в Организации государств, экспортирующих нефть (ОПЕК), конечно, хотела бы заставить крупнейшего конкурента в нефтяной сфере, не входящего в ОПЕК, придерживаться квот добычи и правил ценообразования.
Рияд в настоящее время ищет союзников, которые были бы готовы в связи с предстоящим увеличением объемов экспорта нефти из Ирака к сокращению объемов ее добычи, чтобы не допустить падение цены. Москва, как и после событий 11-го сентября 2001 года, подала сигнал доброй воли, хотя и не желает связывать себя никакими обязательствами. Россия, экономика которой в значительной мере зависит от экспорта нефти, и сама не заинтересована в снижении цены.
Сближение с Саудовской Аравией пришлось на время, когда Россия пропагандирует свою близость с исламским миром. Всего лишь три недели назад Путин заявил о желании вступить в организацию «Исламская конференция», в которую входят 57 государств. За этим стоит, с одной стороны, желание получить голоса исламского населения (20 миллионов человек) на российских выборах, а, с другой стороны, есть цель - найти возможности примирения с возмущенным из-за действий России в Чечне исламским миром. «Мы всегда рассматривали арабо-исламский мир в качестве нашего ближайшего партнера и союзника», - старался Путин добиться расположения и у Абдаллы по вопросу вступления России в эту организацию.
Но за риторикой кроются большие разногласия, связанные с Чечней. Россия обвиняет Саудовскую Аравию, что та финансирует боевиков и подстрекает радикальные исламские движения на постсоветском пространстве против государственных властей России. В России позитивно воспринято то, что Высший духовный совет Саудовской Аравии недавно осудил все террористические акты, а само правительство стало более жестко подходить к деятельности фундаменталистких организаций.