С точки зрения стратегии решение президента Буша (Bush) добиваться принятия резолюции ООН по восстановлению Ирака может иметь смысл. Однако главнокомандующий должен также иметь в виду то, как его противники выдают этот шаг за признак поражения США в Ираке. Лидер демократов в Палате представителей Нэнси Пелози (Nancy Pelosi) не могла сдержать радости: "Это долгожданное признание того, что нынешняя политика является нереалистичной и неприемлемой". Сенатор-республиканец Чак Хагел (Chuck Hagel) отчитал президента за то, что теперь придется передавать власть в Ираке Организации Объединенных Наций, чего ждут не дождутся Франция и Россия. А в бункере Саддама Хусейна (Saddam Hussein) сложившуюся ситуацию несомненно считают первым шагом к повторению сомалийского или ливанского сценариев.
Конечно, Белый дом совершенно по-другому трактует шаг г-на Буша. По словам представителя Белого дома, некоторым странам, например, Индии, необходимо получить разрешение ООН, чтобы направить войска в Ирак. И г-н Буш намеревается предоставить им эту возможность. При этом гражданская и военная власть в Багдаде останется в руках нынешней коалиции.
140 тысяч американских солдат выполняют в Ираке работу полиции и охраны. Они не проходили специальной подготовки для этой деятельности, что делает их уязвимыми. С их дисциплиной, огневой мощью и мобильностью им лучше было бы заниматься преследованием Саддама и остатков членов партии Баас.
В то же самое время силы других стран могли бы стабилизировать обстановку в стране в более короткие сроки. Турецкая дивизия, например, могла бы предотвратить проникновение террористов через ирако-сирийскую границу. Одна или две индийских бригады могли бы сменить американские войска на ключевых объектах в Багдаде. Несколько тысяч военнослужащих из Нидерландов, Польши, Италии и других европейских стран уже выполняют эту работу в шиитских районах в центре Ирака. Точно также возглавляемые США силы ООН воевали в Корее 50 лет назад, и не видно причин, по которым эта модель не может быть применена в Ираке.
Все это делает цену одобрения ООН не слишком-то высокой. Наши французские друзья захотят получить долю в нефтяном бизнесе, которая у них была при Саддаме, и право голоса при назначении нового иракского правительства. Однако после всего того, что Франция сделала, чтобы помешать освобождению Ирака, очень многие иракцы будут считать выполнение ее условий предательством.
Восстановление Ирака во многом зависит от самих иракцев. Если бы г-н Буш прислушался к своим советникам из Пентагона и нашел перед войной больше союзников из числа иракцев, то он сейчас продвинулся бы гораздо дальше в деле восстановления Ирака.
Партизанскую войну, с которой американские войска столкнулись в Ираке, можно выиграть, что бы ни говорили на сей счет средства массовой информации. Террористов необходимо лишить иностранной помощи и убежищ. Для выслеживания баасистов и участников джихада необходимы более точные разведданные, которые могут быть предоставлены только иракцами. А самое главное, иракцы сами должны начать брать на себя ответственность за поддержание порядка и управление своей страной.
Парадокс заключается в том, что всего этого будет гораздо легче достичь, если Америка будет оставаться в Ираке столько, сколько потребуется для успеха. И мы ожидаем, что президент Буш объяснит, что его обращение к ООН означает настрой США на победу в Ираке, и никак не является первым шагом к уходу из него.