Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В России начинается чехарда решающих избирательных кампаний

Победа Путина на выборах в Госдуму может обеспечить ему карт-бланш на второй президентский срок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия официально вступила в период предвыборной кампании, ставка в которой весьма высока. Цель Кремля вполне очевидна: получить большинство из 450 мест в Госдуме. Но уверенности в том, что цель достижима, пока нет. Блок коммунистов традиционно пользуется в России доверием внушительного числа избирателей. Олигархи и затаившаяся в засаде «семья» тоже пока не отказались от намерения повлиять на ход предвыборной борьбы, и сейчас в структурах власти происходит глухая внутренняя борьба.

Итак, только что опубликован указ президента РФ о проведении 7 декабря выборов в Госдуму, и Россия официально вступила в период предвыборной кампании. Или точнее, предвыборных кампаний, ибо в ближайшие полгода последует череда выборов, которые будут проведены на различных уровнях. С конца сентября тон в начавшемся сезоне предвыборной борьбы будет задавать Санкт-Петербург. Нынешний губернатор города Владимир Яковлев, которого Владимир Путин недавно повысил в должности (Яковлев был назначен вице-премьером правительства РФ - прим. пер.), обещал не выставлять свою кандидатуру губернаторских выборах. Сражение за право занять его кресло станет экзаменом на зрелость.

Между тем в Чечне тоже готовятся к выборам. Власти уже направили многочисленным «мертвым душам» Чечни приглашение принять участие в голосовании в день выборов президента, которые состоятся в начале октября. Речь здесь, конечно, идет всего лишь о формальности. Что бы там ни случилось, в итоге на выборах победит кандидат, которого поддерживают Кремль, ФСБ и армия. Победа ставленника российских властей должна обозначить начало новой фазы чеченского конфликта.

После этого Москва может подумать о «серьезных делах». А именно: о предвыборной кампании по выборам в парламент. Ставка в этой кампании весьма высока. Цель Кремля вполне очевидна: получить большинство из 450 мест в Госдуме. Но уверенности в том, что цель достижима, пока нет. Блок коммунистов традиционно пользуется в России доверием внушительного числа избирателей. Олигархи и затаившаяся в засаде «семья» тоже пока не отказались от намерения повлиять на ход предвыборной борьбы, и сейчас в структурах власти происходит глухая внутренняя борьба.

Итак, Кремль собирается начать сражение с целью добиться необходимого большинства в Госдуме, и исход выборов в парламент будет решающим для президентских выборов, которые состоятся в марте 2004 года. Если Кремль получит большинство мест в Госдуме, то после своего переизбрания на пост главы государства Владимир Путин получит карт-бланш для своих действий. Если же, напротив, Кремль не сумеет добиться успеха на парламентских выборах, то позиции Путина во время второго президентского срока будут ослаблены.

Владимир Путин уже попытался задать тон предстоящим предвыборным баталиям. Он подчеркнул, что избирательная кампания должна быть «чистой» и «прозрачной». При этом он уточнил, что Центральная избирательная комиссия должна «обеспечить нормальный процесс соперничества, безо всей той грязи, которая появляется обычно в месяцы, предшествующие выборам». Это высказывание президента надо понимать в буквальном смысле. С момента избрания Путина на пост президента было сделано все, чтобы достичь этой цели. Российские телевидение и радио были поставлены под контроль властей. Последний независимый в России телеканал - ТВС - прекратил свое вещание в июне по причине своего банкротства.

Центральная избирательная комиссия установила для всех СМИ драконовские правила, ограничив их право на свободу дискуссии в период предвыборной кампании. Автором одобренных Госдумой поправок, устанавливающих порядок освещения в СМИ избирательной кампании, является член ЦИК Сергей Большаков, который приводит такой пример. Если кандидат, говорит он, обещает в случае победы на выборах бесплатно раздавать квартиры, то журналисты, конечно, могут упомянуть этот факт.

Но, по его словам, СМИ не могут упомянуть об этом обещании кандидата, если оно уже было дано в ходе предыдущей избирательной кампании, но так и не было выполнено. «Это является не информацией, а личной оценкой, и такое напоминание неуместно», - заявил Сергей Большаков в одной из российских газет. Если СМИ дважды нарушит закон об освещении избирательной кампании, то может быть принято решение о его закрытии.

Это безусловно эффективный способ сохранить избирательную кампанию «чистой» и «прозрачной». «Самые «чистые» избирательные кампании проводятся в Северной Корее и в Туркмении, и мы движемся тоже в их сторону», - заявил в конце августа представитель Центра политических технологий Борис Макаренко.