Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Действительно ли ООН нужна в Ираке?

В ближайшие месяцы мы увидим, способна ли ООН на нечто большее, чем разговоры о мультилатерализме, и не избегали ли критики ответов на некоторые очевидные вопросы, возникающие в связи с предоставлением ООН большей роли в Ираке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Буш решил попробовать предоставить Организации Объединенных Наций больший контроль над коалицией в Ираке. Он надеется, что это усилит желание других стран разделить финансовое и военное бремя восстановления страны и создания стабильного репрезентативного иракского правительства. Этот шаг действительно может быть лучшим из худших вариантов. Соединенным Штатам очень нужны дополнительные войска в Ираке, а другие государства согласятся предоставить их лишь под эгидой ООН.

Питер Фивер - преподаватель политологии в Университете Дьюк (Duke University)

Президент Буш решил попробовать предоставить Организации Объединенных Наций больший контроль над коалицией в Ираке. Он надеется, что это усилит желание других стран разделить финансовое и военное бремя восстановления страны и создания стабильного репрезентативного иракского правительства. Этот шаг действительно может быть лучшим из худших вариантов. Соединенным Штатам очень нужны дополнительные войска в Ираке, а другие государства согласятся предоставить их лишь под эгидой ООН.

Делая этот шаг, администрация Буша идет на большие уступки своим критикам, призывающим к усилению роли ООН. Однако эти критики всегда говорили о теоретической важности ООН, и никогда не приводили реальных примеров того, как именно Организация может помочь в данном конкретном случае. В ближайшие месяцы мы увидим, способна ли ООН на нечто большее, чем разговоры о мультилатерализме, и не избегали ли критики ответов на некоторые очевидные вопросы, возникающие в связи с предоставлением ООН большей роли в Ираке.

Во-первых, действительно ли другие страны готовы предоставить крупные суммы денег и достаточное количество хорошо подготовленных солдат, и как быстро они это сделают после принятия резолюции ООН? Весьма вероятно, что многие страны не горят таким желанием и просто прикрывают свое нежелание принимать участие в иракском конфликте отсутствием мандата ООН.

Во-вторых, будут ли предоставляемые деньги и войска дополнять имеющиеся в Ираке средства, или они будут один к одному заменять войска и средства Соединенных Штатов, стремящихся ослабить свое бремя? Если ситуация в Ираке действительно настолько плоха, то в обозримом будущем ослабить бремя США не представляется возможным, все вновь поступающие деньги и войска будут добавляться к уже находящимся в Ираке.

В-третьих, смогут ли предоставляемые Организацией Объединенных Наций войска вести практически партизанскую войну, разворачивающуюся сейчас в Ираке? В связи с этим, хочется спросить: когда в последний раз войска ООН успешно сражались в партизанской войне? Сторонники ООН обычно называют Боснию и Косово в качестве примера того, как ООН может выполнять сложные миротворческие задачи. Однако этот успех наступил после пяти-шести лет, которые были катастрофой для Организации. Дело в том, что ООН способна хорошо выполнять свои задачи в обстановке, когда ей не противостоят вооруженные группы. И если критики правы и безопасность является важнейшей проблемой Ирака, то для решения этой проблемы ООН не подходит.

В-четвертых, добавит ли мандат ООН легитимности осуществляемой операции? Конечно, в глазах французов возглавляемая ООН операция будет более законной, однако это не изменит сложившуюся в мире точку зрения: на Соединенные Штаты будет возлагаться вина на все, что в Ираке пойдет не так. И к тому же мандат ООН не повлияет на легитимность операции внутри страны: те, кто противостоит усилиям США по восстановлению Ирака, будут противостоять усилиям и любой другой стороны.

В-пятых, изучал ли кто-либо обратную сторону возможного применения Советом Безопасности права вето при решении иракских вопросов? Многие из нынешних проблем в Ираке обусловлены ошибками в планировании, вызванными правом вето, применяемым в межведомственных отношениях американских министерств. Трудно понять, как новые вето будут способствовать укреплению порядка в Ираке.

В-шестых, предложил ли кто-нибудь четкий план по осуществлению мер, не принимаемых в настоящее время американской коалицией? Все практические шаги, предлагаемые критиками - усиление роли иракцев, закрытие границы, восстановление основных служб и так далее - уже осуществляются коалицией. Передача контроля над Ираком Организации Объединенных Наций не ускорит выполнение этих задач; наоборот, может только замедлить.

И все же, есть две причины, по которым можно с оптимизмом относиться к будущему Ирака и даже к усилению роли ООН в этой стране. Ирак, возможно, является для ООН проблемой, которую нужно решить обязательно, так как неспособность членов Организации достигнуть консенсуса весной 2003 года едва не поставила Организацию на грань краха. Если ООН придет в Ирак и потерпит там неудачу, то она потеряет свою роль арбитра в глобальных вопросах безопасности. Кроме того, для администрации Буша Ирак также является проблемой, которую нужно решить во что бы то ни стало ввиду приближающихся выборов. Мы можем лишь надеяться, что члены ООН понимают всю серьезность ситуации.