Назовите хоть одну мусульманскую страну, где отделение церкви от государства не вызывает споров, и где западная ориентация базируется на политическом консенсусе, достигнутом правящей элитой, основными оппозиционными партиями и народом. Где международные нефтяные компании по-настоящему популярны, а отношения с Израилем - теплые. Где приветствуют присутствие войск НАТО и США, и где участие в антитеррористической коалиции считается защитой национальных интересов.
Такой уникальный набор характеристик является отличительной чертой Азербайджана, тюркской страны, население которой равно всего восьми миллионам человек при общей численности мусульман в мире более миллиарда. Страна богата нефтью, хотя все еще и пребывает в нищете после десятилетий советской власти. Азербайджан является уникальным коридором к каспийским нефти и газу, а также представляет силам возглавляемой Соединенными Штатами коалиции доступ к Ближнему Востоку и Средней Азии. Поэтому Западу стратегически и экономически очень важно помочь Азербайджану стать примером успеха мусульманского государства.
Хотя имеются все основные предпосылки для успеха, внутренние и внешние препятствия на пути к его достижению вызывают серьезную озабоченность. Одной из ближайших проблем является переход президентской власти. Восьмидесятилетний президент Гейдар Алиев, занимающий свой пост с 1993 года, является кандидатом на участие в президентских выборах, намеченных на октябрь. Однако с июля этого года он находится на лечении в США, и в случае, если он не сможет участвовать в выборах, его сын, Ильхам Алиев, занимающий кресло премьер-министра, тоже будет участвовать в президентской гонке при поддержке правящей партии "Новый Азербайджан". В этом случае его победа считается обеспеченной, и может произойти то, что обычно называется "передачей власти по наследству".
Западные партнеры Азербайджана готовы принять подобное развитие событий, в случае, если выборы будут честными. В этом сценарии заключено больше, чем просто "наследственность". Азербайджан действительно нуждается в сильной центральной власти. К тому же, эта власть будет законной до тех пор, пока она будет соблюдать принципы разделения властей, верховенства конституции и законов. Страна пока только начинает открывать для себя эти концепции и процедуры.
Когда Гейдар Алиев в 1993 году пришел к власти, Азербайджан пребывал в полнейшей разрухе. Страна разрывалась противоборствующими вооруженными группировками, одна пятая территории была захвачена армянскими силами, на северной и южной границах (с Россией и Ираном соответственно) царили сепаратистские настроения.
Г-н Алиев, бывший генерал КГБ, сумел восстановить центральную власть. Он пережил несколько заговоров и покушений. Он политически и стратегически ориентировал Азербайджан на Запад, выдвинул несколько крупномасштабных проектов по разработке и транспортировке каспийских нефти и газа, и присоединился к возглавляемой американцами антитеррористической коалиции.
Три главные оппозиционные партии также придерживаются прозападного курса, а их лидеры являются кандидатами на пост президента. У них, конечно, меньше преимуществ в плане финансирования и доступа к средствам массовой информации, чем у Алиева, который опирается на поддержку государства. Более того, наибольшие трудности эти партии создали себе сами. В 1992-1993 годах они были в самом расцвете, и теперь ассоциируются с развалом, царившим в стране в те годы. Во-вторых, они так и не смогли объединиться, чтобы выдвинуть единого кандидата.
Все эти годы оппозиционные партии ощущали на себе сочувственное внимание западных правительств и организаций. Однако в этом году, после того, как оппозиционеры в очередной раз не смогли договориться между собой о едином кандидате, чувствуется усталость западных наставников. В сложившейся ситуации осталось только обеспечить чистые выборы и честный подсчет голосов. Правящая элита понимает, что главной задачей предстоящих выборов является не победа - она будет гарантирована в любом случае - а ее достоверность. Это позволит обеспечить президенту самую широкую поддержку.
Ильхам Алиев будет использовать на своем посту и дипломатический и деловой опыт, что хорошо для страны, страдающей от нехватки компетентных руководителей. Он является первым вице-председателем азербайджанской Государственной нефтяной компании, и поддерживает интенсивные контакты с правящими и деловыми кругами Запада.
После выборов Азербайджан ожидают три сложные задачи. Во-первых, нужно обеспечить международное финансирование строительства нефтепровода Баку-Джейхан, чтобы оно не выбилось из графика. Если Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация не выделят деньги до конца года, то Азербайджану придется выискивать средства из своих скудных резервов.
Во-вторых, необходимо предпринять действенные меры к возвращению шести районов, оккупируемых армянскими вооруженными силами с 1993 года. Десятилетние усилия Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе не увенчались каким-либо успехом в решении азербайджано-армянского конфликта.
И, наконец, необходимо постоянно вести борьбу с проникновением в страну исламского фундаментализма и террористов. Азербайджан имеет возможность добиться политического и экономического успеха, стать позитивным примером для мусульманских стран. Однако для этого он будет нуждаться в поддержке Запада, который поможет ему справиться с развитием промышленности, решением конфликта с Арменией и созданием государственных институтов. Все это будет способствовать достижению государственной задачи - интеграции с западным миром.