Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Мы знаем русских намного лучше»

Интервью главы правительства Литвы Альгирдаса Бразаускаса

«Мы знаем русских намного лучше» picture
«Мы знаем русских намного лучше» picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы существования Советского Союза Альгирдас Бразаускас являлся главой литовской Коммунистической партии. После получения независимости в 1991 году она трансформировалась в социал-демократическую Партию труда. С 1993 года по 1997 год Бразаускас занимал пост президента страны. С июля 2001 года он возглавляет правительство. Он считает, что Литва все равно находится в зависимости от России, будь то ядерное топливо, которое можно купить только на Востоке, нефть или газ. Что касается сырой нефти, то есть альтернатива ее импорта через два литовских терминала из других стран. Если говорить о газе, то Литва, конечно, связана с Россией долгосрочным соглашением

Альгирдас Бразаускас (ему 70 лет) в последние годы существования Советского Союза являлся главой литовской Коммунистической партии. После получения независимости в 1991 году она трансформировалась в социал-демократическую Партию труда. С 1993 года по 1997 год Бразаускас занимал пост президента страны. С июля 2001 года он возглавляет правительство.

Предположительно с 1-го мая Литва станет членом Европейского союза. Ей предстоит решить две из трех серьезных проблем, которые ставятся в ходе расширения союза на восток.

"Standard": Какие надежды связывают литовцы со вступлением в ЕС?

Бразаускас: В ходе референдума по вопросу вступления в ЕС 90 процентов граждан высказались единодушно «за». Лишь незначительная часть опасалась, что снова придется иметь дело с неким подобием Советского Союза. Вступление для нашей страны связано, согласно с требованиями Европейской комиссии, с двумя из трех сложнейших проблем, затрагивающих все государства-кандидаты (третья - раздел Кипра). В частности, речь идет о закрытии крупной Игналинской атомной электростанции и о транзите между Калининградской областью и Россией по нашей территории. Проблему финансирования и технической стороны дела, что касается атомной электростанции в Игналине, которая должна быть закрыта до 2009 года, мы решили успешно. В финансовом плане мы получили из расчета на каждого жителя практически большую поддержку, чем другие страны-кандидаты на вступление.

'Standard": Более 80 процентов литовцев пользуются электроэнергией, поступающей из Игналины. Как будет компенсироваться закрытие станции, тем более, что еще больше усилится зависимость от поставок энергоносителей из России?

Бразаускас: Мы все равно находимся в зависимости, будь то ядерное топливо, которое для нашего типа реакторов можно купить только на Востоке, или нефть или газ. Но вопрос остается. Что касается сырой нефти, то есть альтернатива ее импорта через наши два терминала из других стран. Если говорить о газе, то мы, конечно, связаны с Россией долгосрочным соглашением. Первостепенное значение имеют связи Балтии с западными энергетическими системами через Польшу.

"Standard": В ЕС между странами существует водораздел: большие и малые, новые и старые. Вы не опасаетесь стать в ЕС страной второго сорта?

Бразаускас: У нас такого опыта пока нет, поэтому следует проявлять сдержанность. В ЕС много небольших стран. Я думаю и надеюсь, что новая конституция ЕС не позволит, чтобы такое разделение существовало. Что касается стран новых и старых, то нужно быть реалистом: у нас пока на душу населения приходится только 40 процентов от средней европейской доли внутреннего валового продукта на душу населения. Нам не следует обижаться, когда старые члены союза видят в нас тех, кем мы на самом деле и являемся. В нашей жизни все же были 50 лет советской экономики.

"Standard: Что может дать Литва ЕС?

Бразаускас: Мы как приграничное с соседними Россией и Белоруссией государство ЕС чувствуем свою ответственность за выполнение требований Шенгенского соглашения, особенно что касается Калининградской области. А наш прибалтийский опыт заключается в том, что мы намного лучше знаем Россию, русских и даже некоторых политических руководителей, а с учетом знания русского языка нам легче с ними разговаривать.

"Standard": С Белоруссией тоже?

Бразаускас: Конечно. Проблема Белоруссии не может быть решена изолированно. Мы должны постараться, чтобы в общество этой страны пришли демократические принципы. Для нас это очень серьезный вопрос, поскольку мы знаем, что там происходит и как живут десять миллионов белорусов - всего в 35 километрах от Вильнюса. Там мы можем представлять соседние государства ЕС, тем более, что мы лично знаем руководителей, даже самого президента Лукашенко. На них надо оказывать влияние, нельзя делать ставку только на оппозицию.

"Standard": Новые правила транзита действуют уже с 1-го июля. Вы не боитесь, что Калининградская область останется бедным островом посреди ЕС?

Бразаускас: Это зависит от российского руководства. Россия активно обсуждает проблему Калининградской области. Я бы превратил Калининградскую область в форпост для распространения принципов ЕС. Это был бы пример для России, и - самое полезное дело для поддержания соседских отношений. На территории Калининградской области действуют 500 предприятий с нашим капиталом. Это можно использовать по максимуму и глубже внедрить требования и правила игры, характерные для ЕС.