Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Две трети иракцев хотят, чтобы войска США оставались в их стране еще в течение года

Вопреки стереотипам, созданным СМИ, граждане Ирака не испытывают ненависти к Америке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Журнал The American Enterprise совместно с экспертами из социологического центра Zogby провел первый научный опрос среди иракского населения. Результаты опроса показывают, что, вопреки сложившемуся в СМИ стереотипу, население Ирака занимает умеренную позицию и не настроено враждебно по отношению к США. На вопрос о том, как долго американские и британские силы должны оставаться в их стране, две трети опрошенных иракцев ответили, что войска коалиции должны оставаться в стране по крайней мере еще в течение года.

Некоторые говорят, что Америка испытывает затруднения в своей политике в отношении Ирака. Но при этом они не слишком много знают о мнении самих иракцев. Поддерживают ли иракцы радикальных исламистов? Какое правительство они хотят? Каково их отношение к США? Ненавидят ли нас шииты? Может ли в Ираке установиться клерикальный режим, подобный иранскому? Представляет ли реальную проблему население суннитского треугольника? До сих пор мы были способны лишь строить предположения и находились под влиянием клише, созданных прессой.

Все мы знаем, что журналисты имеют склонность к подаче негативной информации: восстановление 10 тысяч школ - это не новость, а вот одна взорванная школа - это повод для обсуждения в СМИ в течение недели. И те немногие из нас, кто побывал недавно в Ираке - я был репортером во время войны, - были озадачены послевоенными новостями и репортажами в СМИ, которые были намного более отрицательными, чем в реальности.

Итак, мы, наконец, получили информацию об истинном положении дел в Ираке. Журнал The American Enterprise совместно с экспертами из социологического центра Zogby провел первый научный опрос среди иракского населения. Учитывая состояние, в котором находится эта страна, эта задача оказалась не из легких. Проблемы безопасности не раз прерывали работу наших бесстрашных коллег. Для того, чтобы результаты нашего исследования точно отразили все многообразие мнений многострадальных иракцев, мы использовали выборочный метод опроса и аккуратно переводили полученную информацию.

Мы консультировались с экспертами по социологическим опросам из Восточной Европы, чтобы выработать методику, которая позволила бы отличить честные ответы от тех, которые были мотивированы стремлением респондента скрыть свои истинные чувства. Наш опрос, проведенный в августе, был ограничен в возможностях, но он был проведен по репрезентативной выборке населения четырех городов - Басра (второй по величине город на юге Ирака, где проживают 1,7 млн. человек), Мосул (третий крупнейший город страны на севере), Киркук (четвертый по значению нефтяной город страны, где сильно влияние курдов) и, наконец, город Рамади (очаг сопротивления в суннитском треугольнике).

Результаты опроса показывают, что, вопреки сложившемуся в СМИ стереотипу, население Ирака занимает умеренную позицию и не настроено фанатично и враждебно по отношению к США. Жители Ирака настоены оптимистично. Каждые 7 из 10 опрошенных говорят, что через пять лет ситуация в их стране и их личная жизнь будут намного лучше. 32% считают, что положение вещей намного улучшится. Иракцы стремятся к демократии.

На вопрос о том, какой вариант ответа им ближе - «Демократия может быть установлена в Ираке» или «Демократия - это явление, которое может прижиться только на Западе», каждые 5 из 10 опрошенных ответили, что в Ираке невозможно установить западную модель демократии. При этом каждый десятый респондент затруднился с ответом, а каждые 4 из 10 заявили, что демократия в Ираке возможна. Иракцы в возрасте от 18 до 29 лет намного более оптимистично настроены по поводу демократии в Ираке, чем остальные жители страны.

Опрошенным было предложено выбрать одну из следующих моделей будущего государственного устройства в стране: баасистский режим соседней Сирии, исламскую монархию Саудовской Аравии, клерикальный режим Ирана, режим Египта или форму государственного устройства США. Наиболее популярной оказалась американская модель: 37% опрошенных предпочли модель США. На втором месте оказалась Саудовская Аравия - 28% респондентов. При этом молодежь восхищается моделью США больше, чем иракцы более старших возрастных категорий. Шиитам американская модель нравится больше, чем суннитам. Примечательно, что иракские шииты, которые относятся к тому же религиозному направлению, что и иранцы, не в восторге от исламского правительства Ирана.

Наши репортеры спросили иракцев, должен ли Ирак иметь исламское правительство или же вместо этого надо позволить всем жителям страны исповедовать свою собственную религию. Только 33% выступили в поддержку идеи исламского правительства, а 60% отвергли эту модель. Важная деталь: шииты (кого западные репортеры часто изображают в образе маньяков, которые занимаются самобичеванием) наименее восприимчивы к идее исламского правительства: 66% шиитов против этой идеи, и только 27% - «за». Зато суннитское меньшинство проявляет интерес к религиозному государству.

Возможно самым убедительным аргументом в пользу того, что исламское правительство не будет установлено в Ираке, является тот факт, что иракская нация ведет светский образ жизни. Мы спросили иракцев о том, сколько раз за прошедший месяц они посещали пятничную молитву. 43% опрошенных ответили: «ни разу». То есть опасность возникновения в Ираке «Хомейни-II» нереальна.

Вы можете также вычеркнуть из списка опасных прогнозов и «Осаму бен Ладена II»: 57% жителей Ирака негативно относятся к нему, а 41% придерживаются «очень плохого» мнения о нем. За исключением суннитского треугольника, во всех районах Ирака отношение к лидеру «Аль-Каиды» весьма негативное. И этот опрос был проведен еще до того, как иракская полиция объявила, что именно члены «Аль-Каиды» организовали убийство в Наджафе прихожан, возносивших молитвы.

Вы также можете уверенно отвергнуть возможность возрождения партии «Баас». Подавляющее большинство иракцев - 74% - считают, что подручные Саддама, виновные в совершении преступлений против иракского народа, должны быть наказаны. Это очередное свидетельство того, что иракцы считают, что страна управляема.

Так что если американские войска смогут положить конец терактам в Ираке, то большинство граждан, живущих в долине Тигра и Евфрата, смогут с пользой для себя воспользоваться новой свободой. «Мы не забудем, что именно американские солдаты освободили нас от Саддама», - заявил в прошлом месяце Абид Али, владелец мастерской по ремонту автомобилей в городе Садр. И наше исследование показывает, что он не одинок в своем мнении.

При этом ни один из приведенных выше аргументов не означает, что впереди не будет трудностей. Беспокойство по поводу действий США обнаружилось, когда мы спросили жителей Ирака о том, поддерживают ли они идею присутствия в стране американцев в течение 5 лет. Только 36 % одобрили эту идею, а 50% ответили отрицательно. Это, впрочем, понятно. Жители Ирака только что пережили войну, в которой большинство боеприпасов было применено именно американскими войсками.

Война никогда не была приятным занятием, даже несмотря на то, что американцы приложили героические усилия для спасения жизни невинных людей. Менее 30% опрошенных знали или слышали что-либо о тех, кто был убит в ходе весенних боев. Зато половина иракского населения заявляет, что за годы правления Саддама иракскими силами безопасности были убиты члены их семей, соседи или друзья.

Возможно, окончательным подтверждением того, что иракцы с пониманием относятся к присутствию американских войск в их стране, стал ответ на следующий вопрос. Мы спросили иракцев, как долго американские и британские силы должны оставаться в их стране. Полгода? Один год? Два года или больше? Две трети опрошенных уверенно заявили, что войска коалиции должны оставаться в стране по крайней мере еще в течение года. Итак, мы ведем к прогрессу отсталую часть мира. Так держать, Америка.

* Карл Цинзмайстер - главный редактор журнала The American Enterprise.