Андрэ Глюксман - французский философ, исследователь творчества Декарта (Decartes), Клаузевица (Clausewitz) и Достоевского; автор работ по проблемам тоталитаризма, войны и угроз, нависших над свободным обществом
- Каким образом события 11 сентября изменили наше видение мира?
- Они заставили понять нас, что все мы являемся потенциальными жертвами. Среди погибших в тот день были люди самых разных национальностей, единственная вина которых заключалась в том, что они были мирными гражданами свободного общества. Терроризм уже стал угрозой всепланетного масштаба. Угроза нависла над всеми, она стала всемирной. События 11 сентября можно считать объявлением мировой войны. Сегодняшние террористы осознают, что они могут убивать людей десятками, сотнями, тысячами, а, возможно, и десятками тысяч.
- Не привели ли иракская война и послевоенный период к новому возрождению террористической угрозы?
- Мне хотелось бы, чтобы Саддама (Saddam) можно было уничтожить, не прибегая к такому крайнему средству, как война. Однако иракскому лидеру неожиданно удалось заручиться поддержкой других стран, попытавшихся приостановить военное давление, и потому война стала неизбежной. Терроризм, пытки, рабство делают законным применение военной силы, направленной на уничтожение этих чудовищных паразитов. Теракт, совершенный 29 августа в Багдаде, стал чем-то вроде нападения 11 сентября, но направленного против ООН. Прогремевшие следом взрывы в Эн-Наджафе, осквернение мечети имама Али и убийство аятоллы Хакима (Hakim) стали 11 сентября для шиитов. И сторонники Саддама и сторонники бен Ладена (bin Laden) - террористы-нигилисты одного и того же пошиба. Первыми жертвами всегда становятся самые незащищенные, мирное население иракских городов, а цель террористов - не допустить создания нового государства.
- Некоторые наблюдатели сравнивают травлю войск союзников в Ираке с испытаниями, выпавшими на долю войск Наполеона в Испании и отраженными в серии офортов Гойи "Бедствия войны". Противостояние регулярной армии нерегулярным формированиям, состоящим из местного населения..
- Подобное сравнение, как мне кажется, не совсем верно. Войска союзников стремятся - и в результате добьются этого - установить в стране режим, свободно выбранный иракцами. Сегодня существуют два определения для терроризма и террористов. Тираны, самодержцы называют террористами нерегулярные формирования боевиков, нападающих на действующую армию. Именно так отзывался Гитлер (Hitler) о французском движении сопротивления, так же Путин называет чеченцев. Но существует и другое определение терроризма, и оно мне нравится больше: человек с оружием, нападающий на безоружных людей, сеющий ужас своими действиями, первой жертвой которого становится безоружное гражданское население. Классические примеры такого терроризма известны всем: это бомбардировка Герники в самый разгар дня, нападение на башни ВТО, в которых работали люди, Варшава, стертая с лица земли гитлеровскими войсками, разбомбленный по приказу Путина Грозный, отравленные газом по распоряжению Саддама жители курдского города Халабджа. Это самая главная, скрывающаяся в тени угроза и в самом Ираке, и за его пределами.
- Терроризм наших времен Вы сравниваете с чумой, описанной Фукидидом в "Истории Пелопонесской войны". Чума превратила Афины в пустыню, усеянную трупами, но, кроме того, чума была болезнью духа.
- В какой-то степени сегодняшней интеллектуальной чумой можно назвать альянс против американцев с одной лишь целью как-то посодействовать их поражению. Или альянс с Путиным, который в Чечне занимается террором государственного масштаба. Или союз с китайскими правителями, захватившими Тибет. Все эти альянсы - грязные.
- Дипломатический цинизм на государственном уровне существовал повсеместно и во все времена. Тем не менее, и чума, и угроза терроризма по сути своей менее рациональны, в них больше нигилизма. Государства защищают свои интересы. Террористы хотят все разрушить.
- Именно так. Существует две крупнейшие литературные модели чумы как символического обозначения патологии. Одна из них описана Альбером Камю (Albert Camus). Другая - модель, описанная Фукидидом и Лукрецием (Lucrecio), которую мы можем рассматривать как эпидемию универсальную. Существующий в наши дни мировой терроризм обладает именно такими разрушительными способностями. И рождается он не из той или иной войны, не из того или иного конфликта. Страшнее всего поддаться панике и скрыть суровую реальность существования подобной угрозы, не признающей никаких границ. По сути своей это сражение между цивилизацией и террором. Если нам не удастся остановить наступление этой международной чумы, мы все - и богатые, и бедные - будем так или иначе уничтожены. С терроризмом необходимо сражаться и на материальном уровне и на духовном. Здесь речь одновременно идет об идейном противостоянии и о проверке на прочность военной мощи, причем во многих областях. И на кону в этой битве стоит наше будущее - и свободного общества, и всего человечества в целом.