Стыдно, что президент Буш (Bush) избегает пресс-конференций, а средства массовой информации почти не возражают против этого. За два с половиной года своего президентского срока он провел лишь девять официальных пресс-конференций, что является рекордно низким показателем для современного президента.
В воскресенье вечером президент впервые откровенно говорил о стоимости и трудностях оккупации Ирака. Однако этот отказ от провальной послевоенной политики вызывает много вопросов. Поэтому пресс-конференция могла бы не только просветить общественность, но и заставить президента сосредоточиться на решении этих проблем. В число вопросов могли бы войти следующие:
Если иракские организации и народ, после десятилетий правления жестокого режима партии БААС, пребывают в гораздо худшем состоянии, чем мы рассчитывали, то как же мы можем осуществить передачу власти иракцам в ближайшее время?
В воскресенье президент заявил, что Ирак "готов сделать следующие шаги к самоуправлению". Однако эти слова прозвучали на фоне картины ужасной нестабильности в стране, которую нарисовала администрация.
"Мы не смогли предвидеть, - признал государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell), - что все государственные институты рухнут. Мы не осознавали, насколько прогнила вся страна, политические институты, полиция и т.д." В такой обстановке нельзя быстро провести выборы. Что мы будем делать, если верх одержат наиболее организованные и активные элементы, которые к тому же настроены против Америки?
Вы сказали, что война с террором "потребует жертв". Кроме людей в форме, кого вы еще попросите принести жертвы?
Некоторые республиканцы в Конгрессе предполагают, что растущие расходы и рекордно высокий дефицит бюджета сыграют похоронный марш дорогостоящим реформам в сфере здравоохранения. Вместо этого, почему бы не отменить предложенное Бушем снижение налогов для богатейших американцев? Этих средств вполне хватило бы и на реконструкцию Ирака, и на льготы на лекарства, выписываемые по рецептам. Сенатор Джо Байден (Joe Biden) сказал на этой неделе, что отмена налоговых льгот для одного процента самых богатых американцев сроком на один год даст как раз требующиеся президенту 87 миллиардов долларов США. "Если предстоит долгая, выматывающая, дорогостоящая война с террором, как мы сможем вести ее, не заплатив ничего кроме той цены, которую платят наши солдаты?", - спрашивает сенатор.
Если г-н Буш посчитает, что налоговые льготы для сверхбогатых трогать нельзя, то кто же в таком случае будет жертвовать?
Неужели неприкосновенность налоговых льгот и масштабный дефицит бюджета не позволят принять даже меры по обеспечению внутренней безопасности, например, защитить коммерческие авиалайнеры от переносных зенитно-ракетных комплексов?
Открытое общество не может полностью защититься от террористических актов. И все же эксперты считают, что самые основные потребности финансируются недостаточно. Американские порты все еще остаются крайне уязвимыми. Тот факт, что 6800 коммерческих самолетов еще не оснащены средствами защиты от переносных ракет, тоже представляет собой угрозу.
Это не пустые опасения. В мире насчитывается более полумиллиона ПЗРК, сотни из которых находятся в руках "Аль-Каиды". В большинстве своем это "Стингеры", которые мы поставляли афганским боевикам, боровшимся с советскими войсками 15 лет назад.
Цена оснащения всех самолетов специальным оборудованием будет высока - около 10 миллиардов долларов - однако даже одна успешная атака террористов может нанести серьезный удар по авиавоздушной промышленности и доверию населения.
Существует широко распространенное мнение, что администрация крайне плохо спланировала свою послевоенную деятельность в Ираке. Понесет ли кто-либо персональную ответственность за это?
Министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) говорил, что общая стоимость операции в Ираке составит "менее 50 миллиардов долларов", отвергая как "раздутые" предсказания, которые оценивали расходы в сотни миллиардов долларов. Он и его заместитель Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) высмеяли высокопоставленного армейского генерала Эрика Шинсеки (Eric Shinseki) за его высказывание о том, что после войны потребуется еще больше войск. Г-н Вулфовиц заверил конгрессменов, что восстановление Ирака можно будет оплатить за счет доходов от иракской нефти. Несмотря на разведданные, согласно которым американскому контингенту придется иметь дело с вооруженным сопротивлением, вице-президент Чейни (Cheney) утверждал, что американские войска будут встречены как освободители. Несмотря на рекомендации экспертов, ответственность за восстановление Ирака была возложена на Пентагон.
И наконец, один из читателей выражает недовольство рассказом Вулфовица о том, что родственники жертв терактов 11 сентября 2001 года поехали в Ирак, чтобы поблагодарить солдат за ведущуюся ими войну с терроризмом. Это был впечатляющий рассказ, однако его цель заключалась лишь в том, чтобы показать связь между Саддамом и событиями 11 сентября. До этого администрации безуспешно пыталась найти связь между ними. И читатель предлагает задать президенту простой вопрос:
Кто оказал более существенную финансовую поддержку террористам из "Аль-Каиды", организовавшим теракты 11 сентября 2001 года: правящий класс Ирака под руководством Саддама Хусейна или правящий класс Саудовской Аравии?