Автор материала - Юлия Тимошенко была первым заместителем премьер-министра Украины, в настоящее время является ведущим оппозиционным политиком страны.
Изменение конституции всегда было делом щекотливым. Но оно становится опасным, когда в результате этого выгоду получает только один человек. В частности, когда президент добровольно урезает свои властные полномочия, можно ждать, что замышляется что-то нехорошее.
Именно это происходит в данный момент на Украине, где президент Леонид Кучма предложил заменить президентскую систему правления на странного рода парламентскую систему, придуманную им для себя самого. Кучма пришел к мысли, что парламентская демократия лучше, чем президентская, не случайно. В действительности же, Кучма хотел бы изменить украинскую конституцию только затем, чтобы остаться у власти.
Кучма правит сегодня страной как всемогущий президент. Но в следующем году его президентский срок заканчивается, и он не имеет права выставлять свою кандидатуру еще раз. Кучма, вместо того чтобы с достоинством уйти со своего поста, как это сделали президенты Билл Клинтон (Bill Clinton) и Борис Ельцин, хотел бы изменить конституцию, чтобы стать премьер-министром с неограниченными сроками полномочий.
Конституции, разумеется, существуют не для того, чтобы замораживать ставшую невыносимой ситуацию. Конституции могут и должны, если это необходимо, предусматривать проведение реформ. Нельзя считать неправильным, если у Украины будет сильный президент. В трудный посткоммунистический переходный период решающее значение имеет то, чтобы правительство могло действовать решительно. Таким образом, для того, чтобы менять лучше всего подходящую для Украины систему, необходимы серьезные основания.
Украинский президент уполномочен назначать и отправлять в отставку премьер-министра, распускать парламент и управлять, издавая указы, если считает, что институты страны находятся в опасности. Он контролирует любые аспекты деятельности правительства. Поэтому государь с такими полномочиями должен быть чистым от всяких обвинений.
С Кучмой дело обстоит иначе. Все совершенно наоборот. На Украине изжила себя не конституция, а президент. Он замешан в коррупции и в убийстве журналиста. Его избегают главы государств и правительств других государств. Большей поддержкой в Югославии пользовался перед своим свержением даже Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic). Поэтому Кучма понимает, что в отличие от Ельцина ему не найти нужного для него преемника.
Поскольку найти такого послушного наследника перспективы нет, то Кучма хотел бы создать то, что он называет «парламентской республикой», а именно, государство со слабым президентом и сильным премьер-министром. В мыслях ему видится парламент, в котором преступный клан Кучмы мог бы продолжать авторитарно и неограниченно господствовать под маской парламентаризма.
Люди слишком быстро забывают об Украине - об этой большой стране на границе расширяющегося Европейского союза. Поэтому важно понимать, что любая попытка продлить господство Кучмы приведет к такому политическому хаосу, что было бы ошибочным считать, будто Украина не станет, как Белоруссия или Балканы в начале девяностых годов прошлого столетия, диктаторской страной и избежит хаоса.
Может случиться более страшное, поскольку Россия, очевидно, не останется безучастной к тому, что будет происходить на Украине. Вероятной в таких условиях могла бы тогда стать интервенция в том или ином виде. Впрочем, на аннексию Украины могла бы решиться только империалистическая Россия. Но империалистическая Россия не может считаться демократическим государством. Таким образом, Кучма угрожает не только свободе и правам человека на Украине, но и демократии в России.
К счастью, для Запада, прежде всего, для ЕС, пожалуй, еще не было лучшего момента, чтобы спасти Украину от падения в пропасть. Все украинцы опасаются, что с расширением ЕС весной следующего года будет воздвигнута новая стена, которая отделит их страну от восточной границы ЕС, проходящей в Польше.
Хотя сохранение демократии на Украине это, в первую очередь, дело украинцев, ЕС все-таки мог бы сделать практические шаги, чтобы убедить украинцев в том, что они не окажутся отрезанными от остальной Европы. На пользу обедневших восточных районов Польши пошли бы две возможные меры: введение великодушного визового режима и создание регионального фонда развития на Украине. Эти меры, кстати, можно было бы оговорить условием, что Кучма оставит в покое украинскую конституцию и демократию.
ЕС не должен также видеть никаких препятствий для вмешательства во внутренние дела Украины. Несколько лет назад он не замедлил ввести санкции против одного государства, являющегося его членом, в частности, против Австрии, когда решил позаботиться о демократии в этой стране. Непредсказуемый Кучма в еще в большей степени заслуживает таких мер безопасности в целях контроля за его поведением.
Точно также с большой осторожностью должны подходить к решению Кучмы об отправке войск в Ирак США. Возможно, это и не так, но подобным образом цинично продается вера Америки в украинскую демократию.
На самой Украине правительство, которое действительно способно управлять страной, должно позаботиться о том, чтобы законы и нормы ЕС выполнялись столь же неукоснительно, как и в странах которые теперь вступают в союз, чтобы очистить сомнительную систему, в которой припеваючи живут фавориты Кучмы. В конституцию необходимо вносить изменения, но не для того, чтобы передать власть от одного всемогущего властителя в руки другого. Произвол должен быть поставлен под контроль, необходима прозрачность при принятии решений.
Ни у кого не должно быть сомнений в том, что Кучма намеревается сохранить власть при любых обстоятельствах. Вопрос в другом, насколько уверенно он себя чувствует, чтобы отсрочить президентские выборы, если ему не удастся изменить конституцию таким образом, чтобы она гарантировала ему власть, позволяющую ею злоупотреблять. В любом случае дискредитирован президент Кучма, а не конституция.