Известный мексиканский писатель Карлос Фуэнтес говорит, что написал бы триллер о событиях 11 сентября 2001 года, в котором раскрыл бы все ошибки американских спецслужб.
- Ни разу до событий 11 сентября на Соединенные Штаты не совершалось нападение на их собственной территории. Как изменился менталитет американцев после взрыва башен ВТО?
- Как так Соединенные Штаты никогда не подвергались нападению иностранных врагов на своей собственной территории? Вспомним, как в 1812 году Великобритания напала - хоть и безрезультатно - на свою бывшую, отделившуюся колонию. Не стоит забывать и о том, как Панчо Вилья (Pancho Villa, национальный герой Мексики - прим. пер.) захватил одну из деревень в Нью-Мехико, а американские военные затем преследовали его уже на мексиканской территории, хотя тоже безуспешно. Пример из современной истории - бомбардировка японской авиацией базы в Перл-Харборе. Вполне возможно, что свою доктрину "превентивной войны" Джордж Буш (George Bush) взял именно из этого эпизода американской истории, потому что нападение японцев можно считать предтечей сегодняшних событий..
- Но в Древнем мире подобная практика была весьма распространенна. Достаточно вспомнить Римскую Империю, когда по приказу императора уничтожалась какая-нибудь деревня, мирно жившая до этого уже несколько лет: просто так, на всякий случай..
- Да, это так. Но вернемся к Вашему предыдущему вопросу: нападение террористов 11 сентября вызвало возмущение всего мирового сообщества, следствием которого стала единодушная поддержка войны в Афганистане против режима талибов, Аль-Каиды и Усамы бен Ладена (Osama bin Laden). Самое постыдное заключается в том, что Джордж Буш весь моральный капитал, полученный им после событий 11 сентября, промотал на иракской войне, которая была начата вопреки нормам международного права, в обход ООН и, кроме того, привела еще и к расколу Европы.
Эту войну нельзя считать войной против терроризма: оружие массового поражения Саддама Хусейна (Saddam Hussein) так и не было обнаружено. Это была война за нефть. Во время этой войны действительно был свергнут отвратительный тиран, но в то же самое время был потерян мир. Соединенным Штатам не удалось наладить в Ираке спокойную жизнь, скорее, наоборот. И теперь, после нападок на Францию и Германию, не последовавших за Соединенными Штатами, Буш просит помощи у ООН и Европы. Что же касается менталитета, то здесь стоит сказать, что в большинстве своем американцы после нападения стали испытывать больше чувств солидарности и единения друг с другом. Как сказал Вуди Аллен (Woody Allen) на недавно прошедшем Венецианском кинофестивале: "11 сентября нас всех объединило, но действия нашего правительства вызывают одни лишь слезы".
- Вы прекрасно знакомы с Нью-Йорком. Сегодня, два года спустя после нападений, можно ли говорить о том, что город оправился физически от той ужасной раны, когда рассыпалась в прах одна из его архитектонических икон?
- Да, Нью-Йорк восстановился, потому что это город с большим зарядом жизненной энергии. Не оправились от потрясения родные и близкие погибших людей. И это естественно. Но Нью-Йорк - очень сильный город. Полагаю, что Буш совершил серьезную политическую ошибку, созвав именно в этом городе съезд республиканской партии, на котором он собирается объявить о выдвижении своей кандидатуры на пост президента на предстоящих в августе будущего года выборах. Нью-Йорк - город демократичный и свободный. Буш может оказаться политическим кошмаром со всех точек зрения.
- Если говорить о литературе, нашла ли трагедия 11 сентября свое отражение в творчестве писателей?
- Напрямую - нет. Подобные события должны отфильтроваться, а на сегодняшний день они, с литературной точки зрения, еще слишком свежие. К чему действительно привели эти события, так это к расширенному выступлению нью-йоркских литераторов против политики, проводимой республиканской администрацией. Подобная тенденция действительно очень заметна, свидетельством чему может стать документальный фильм, снятый для французского телевидения режиссером Франсуазой Буснель (Franсoise Bousnel). Такие писатели, как Вильям Стайрон (William Styron), Ричард Форд (Richard Ford) и многие другие выразили свое несогласие с действиями кабинета Буша.. Пол Остер (Paul Auster) даже предложил объявить Манхэттен республикой, независимой от Соединенных Штатов.
- Если бы Карлос Фуэнтес задумал написать роман о событиях 11 сентября, о чем бы он рассказал?
- Это был бы триллер об ошибках, допущенных американскими спецслужбами. Вообразим, что в различных городах Соединенных Штатов несколько людей арабского происхождения учатся управлять самолетом, а когда наступает занятие, на котором они должны учиться приземляться, будущие пилоты-арабы говорят инструкторам, что им это не потребуется. Одна из агентов спецслужб очень удивлена подобной информацией и потому пишет докладную записку своему начальству, которая в результате попадает в кабинет Буша, но тот находится в отпуске. А затем происходит то, о чем все уже знают. Парафразируя Габриэля Гарсия Маркеса (Gabriel Garcia Marquez) книгу можно было назвать "Хроника объявленного нападения". И на самом деле кажется поразительным, что было допущено столько оплошностей при передаче важной информации, в то время как на финансирование деятельности ЦРУ выделяются громадные суммы. Разумно задать вопрос: можно ли было предотвратить события 11 сентября? Вам не кажется, что это весьма интересная тема для триллера?
- Вы могли бы еще что-нибудь добавить?
- Да. В день сегодняшней годовщины стоит вспомнить еще одну, которая неразрывно с нею связана. 11 сентября 30 лет назад в Чили произошел государственный переворот, организованный военными во главе с генералом Пиночетом (Pinochet) и полностью поддержанный Соединенными Штатами.