Ахмед Кадыров может уверенным в успехе своего дела: чем ближе президентские выборы, намеченные в Чечне на 5-е октября, тем вероятнее становится, что верный Москве глава администрации Чечни выйдет из них победителем. Последний серьезный конкурент Кадырова, чеченский депутат в российском парламенте Асламбек Аслаханов, снял свою кандидатуру после того, президент России Владимир Путин назначил его в качестве одного из своих референтов по Чечне, которых у него в последнее время уже и без того немало. Так функционирует управляемая демократия.
Сошли с дистанции четыре перспективных соперника. Они, собственно, договаривались поддержать друг друга против Кадырова, в случае если кто-то выйдет во второй тур голосования. Кремлю пришлось приложить немало усилий, чтобы дать ясно понять, что ни один из них не пригоден для поста управляемого президента.
Напротив, Ахмед Кадыров зарекомендовал себя в этой роли. Он коррумпирован, а следовательно, его можно шантажировать. В бытность Кадырова главой администрации расхищены 20 миллионов евро, выделенные на восстановление разрушенной страны. Но поскольку половина из этой суммы не дошла даже до Чечни и осела в Москве, то можно думать о процветающем сотрудничестве между российскими органами власти и администрацией Кадырова. Соответственно никудышным является авторитет главы администрации среди чеченского населения.
В хищении денег у бывшего духовника есть опыт. Кадыров, выходец из семьи династических мулл, открыл в 1989 году на Северном Кавказе первый Исламский институт и организовал первое паломничество верующих в Мекку и в Медину. Говорят, что в ходе подготовки паломничества он облегчил карманы пилигримов на 200 000 долларов США. Тогдашний чеченский президент Джохар Дудаев освободил его из заключения, и Кадыров, будучи благодарным за это, проявил себя его верным союзником в борьбе против российской армии. И после войны Кадыров сначала был на стороне избранного чеченского президента Аслана Масхадова, но потом поссорился с ним и предложил себя в качестве союзника российскому руководству.
Большинство чеченцев не доверяет 52-летнему, неоднократно менявшему союзников Кадырову, но это не помешает избранию его президентом. В случае необходимости появятся «мертвые души», которые в ходе последней переписи населения в Чечне заметно увеличили его численность. Осенью 2002 года, после двух опустошительных войн, там насчитали на 300 000 человек больше, чем до них. Это является чудом управляемой демографии.