Воскресенье, около 15 часов по местному времени. Под сводами конференц-центра слышатся гулкие крики радости. В фойе кенийский участник переговоров объясняет, что более 30 делегаций, принимавших участие в переговорах, покинули зал. Другие подтверждают это. Конференция ВТО с участием представителей стран ее членов на уровне министров провалилась. Для многих неправительственных организаций (НПО) это основание для торжества. Они уже не один день требуют прекращения переговоров с тем, чтобы предотвратить, как они считают, катастрофические последствия. После завершения саммита корреспонденту ARD дал интервью в Канконе Петер Фукс (Peter Fuchs), главный торговый эксперт немецкой НПО «Мировая экономика, экология и развитие».
tagesschau: Для Вас провал переговоров тоже является основанием для торжества?
Фукс: Да, поскольку движение, выступающее против глобализации, добилось большого успеха. Вместе с развивающимися странами, которые успешно противостоят громадному давлению со стороны ЕС и США.
tagesschau: Министр сельского хозяйства Кюнаст (Kuenast) обвиняет Вас в том, что Вы торжествуете на костях слабейших, поскольку те являются жертвами провалившихся переговоров.
Фукс: Все наоборот. Дело в том, что в проекте, который, в конечном счете, был предложен в качестве основы для переговоров, как раз полностью были проигнорированы требования беднейших стран. Иными словами, провал является для беднейших стран успехом. Впрочем правда и то, что в новой группе «21 +» из развивающихся стран, проявившей такую настойчивость в Канконе, беднейшие страны не представлены. Их влияние ограничено, также по той причине, что деятельность государственных союзов с их участием, например, G77, все прошедшие годы, исходя из властных интересов, сознательно сдерживали, в том числе и ЕС.
tagesschau: Какие последствия будет иметь провал в Канконе для последующих переговоров?
Фукс: Переговоры только перенесены на другое время, а не отменены. Но лобовая атака, которую здесь хотели предпринять ЕС, США, Япония и другие не прошла. После Канкона развивающиеся страны будут вести переговоры с большей уверенностью. Это касается прежде всего новых тем, поднимаемых в ВТО, к числу которых относится вызывающее споры инвестиционное соглашение. Подобное соглашение стало бы роковым как раз для самых слабых стран. Дело в том, что в таком случае национальная политика практически не могла бы оказывать влияние на иностранных инвесторов. При том, например, что целенаправленная поддержка национальных предприятий является обязательной для оказания помощи слаборазвитым странам в их развитии.
tagesschau: Министры Германии Клемент (Clement) и Кюнаст опасаются, что после провала соглашения об инвестициях в ВТО все чаще заключались бы двусторонние соглашения - в ущерб мультилатерализму.
Фукс: Такая тенденция действительно существует. Как раз в США, да и Германия и ЕС в недалеком прошлом заключали с отдельными государствами инвестиционные соглашения очень агрессивного содержания. Это процесс, над которым стоит задуматься, поскольку торговые режимы, тем самым, обретают большую непрозрачность и становятся еще дальше от интересов граждан. Но это не является аргументом в пользу инвестиционного соглашения в ВТО, которое, в конечном счете, стало бы выразителем столь же лживой политики.
tagesschau: Ослабил ли Канкон ВТО, если говорить о будущем?
Фукс: Да. Если государства-члены не извлекут из Канкона уроков, то ВТО неизбежно будет продолжать терять свое значение. Саммиты будут безуспешными, будет шириться протест в обществе. Всемирная торговая организация это мощный инструмент, который в настоящее время находится в основном в руках промышленно развитых государств. Именно в этих странах торговая политика должна была быть иной. ВТО обязана отказаться от власти. Вместо нее она должна обратиться к смешению из экономической и социальной политики, ориентированной на развитие: к экономике регионов, но и к многосторонним соглашениям, где это необходимо, например, в вопросах охраны окружающей среды или контроля над транснациональными концернами.