Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глава МИД Франции: нужно определить сроки вывода иностранных войск из Ирака

США требуют от ООН конкретных действий в Ираке, но при этом отказываются предоставить ей широкие полномочия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Надо признать, что иностранное присутствие вызывает недовольство населения Ирака и оказывает негативное влияние на политическую ситуацию в стране, - отмечает министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен в своей статье в газете Le Monde. - Необходимо определить конкретные сроки переходного периода, в течение которого в стране будут находиться иностранные войска. Их мандат должен быть четко определен в резолюции ООН".

С падением диктаторского режима в Ираке была перевернута еще одна страница истории, и появилась надежда на лучшее будущее. Однако в стране воцарились беспорядок и насилие. Растет число терактов. Фанатизм и ненависть повсюду: совершены атаки на посольство Иордании, штаб-квартиру ООН и мавзолей имама Али в Наджафе.

Это положение вызывает замешательство международных организаций, а также беспокойство всех тех, кто находится в Ираке. Только резкое улучшение ситуации, которое может быть обеспечено за счет поддержки международного сообщества, может позволить выйти из тупика. Ответственность каждого должна быть четко установлена. Президент Буш подчеркнул стремление своей страны к расширению взаимодействия с другими странами в решении иракской проблемы. Эта позиция достойна одобрения.

Однако проект решения, представленный американской стороной в Совет Безопасности, свидетельствует о том, что роль ООН в процессе восстановления Ирака остается неопределенной. Складывается парадоксальная ситуация. От ООН требуют конкретных действий в Ираке, но в то же время ей не предоставляют нужных полномочий и не создают необходимых условий.

Мы далеки от мысли преуменьшать масштаб задачи и ее сложность. Но мы убеждены: если нынешняя тенденция продолжится, то мы рискуем оказаться в замкнутом кругу. Деятельность Временной администрации Ирака, созданной силами коалиции на следующий день после войны, вызвала недовольство местного населения. Были допущены существенные сбои в обеспечении иракцев коммунальными услугами и в восстановлении инфраструктуры страны. Законные ожидания иракцев не оправдались.

Необходимо, чтобы иракский народ оказался в центре процесса восстановления страны, а необходимо также возложить на международное сообщество функцию гаранта стабильности в стране. Мы все добиваемся выполнения одной и той же задачи: установления стабильности в стране и создания условий для реконструкции Ирака. Франция готова сотрудничать в рамках СБ ООН с США и другими странами, участвующими в процессе восстановления Ирака. Но надо выйти из двусмысленной ситуации, которая может подорвать доверие иракского народа и рискует дискредитировать международное сообщество.

Нужен радикально новый подход. Сегодня дестабилизация ситуации в этой стране угрожает целому региону. Мы все понимаем, что ситуация уже вышла за рамки Ирака. На карту поставлена стабильность во всем арабском мире. А ослабление стабильности может дать повод террористическим организациям для организации новой волны насилия. Как сдвинуть ситуацию с мертвой точки и создать условия для стабильности в Ираке?

Прежде всего, надо признать, что иностранное присутствие вызывает недовольство населения и оказывает негативное влияние на политическую ситуацию в стране. Надо определить конкретные сроки переходного периода, в течение которого в стране будут находиться иностранные войска. Их мандат должен быть четко определен в резолюции ООН. Эти вооруженные силы могли бы остаться в Ираке под командованием страны, оплачивающей их пребывание.

Одновременно необходимо ускорить процесс образования иракской национальной армии по образцу той, которая создается в Афганистане. Это предполагает призыв на военную службу демобилизованных иракских граждан, опыт и знания которых будут необходимы для установления в стране стабильности. Со временем мы могли бы так распределить обязанности по обеспечению стабильности в стране: вопросы внешней безопасности страны могла бы решать ООН, а вопросы внутренней безопасности стали бы прерогативой иракских властей.

В то время как в Нью-Йорке открываются переговоры по проекту новой резолюции, мы предлагаем следующую последовательность действий. Совет Безопасности ООН мог бы принять решение, согласно которому нынешний Правительственный совет Ирака считался бы носителем суверенитета Ирака на переходный период. В кратчайший срок можно было бы создать Временное правительство Ирака, которое должно взять на себя исполнительную власть в стране.

Личный посланник генерального секретаря ООН мог бы вести консультации с административными учреждениями Ирака и руководством коалиции. Личный посланник мог бы представить в СБ ООН доклад и предложить график, определяющий постепенную передачу полномочий от коалиции к Временному правительству Ирака. Всеобщие парламентские выборы в Ираке могли бы быть проведены весной 2004 года.

Как только суверенитет Ирака будет восстановлен, можно будет созвать международную конференцию, на которой обсудить комплекс вопросов, связанных с восстановлением страны. При обсуждении вопросов безопасности конференция должна будет решить вопросы создания и финансирования будущих сил ООН в стране, а также вопросы создания иракской армии и полиции. Необходимо также решить вопросы оказания экономической помощи Ираку.

Такова суть предложений, внесенных нами на рассмотрение в СБ ООН. Мы готовы обсудить указанные предложения с США и другими нашими партнерами.

* Доминик де Вильпен- министр иностранных дел Франции