Молодой депутат российского парламента Владимир Рыжков сравнивает Европейский Союз с женщиной - красивой, желанной, но капризной и зачастую сомневающейся, по крайней мере в вопросах, касающихся отношений с Россией. "Наши отношения с Соединенными Штатами более ясные и простые, как отношения двух мужчин. Европа, в представлении России, более слабая и более хрупкая структура", - говорит депутат.
Г-н Рыжков, который также является координатором комитета Государственной Думы "Россия в объединенной Европе", принадлежит к новому поколению российской политической элиты, незапятнанному советским прошлым или переделом советского наследства.
Говорят, что, будучи прагматичным, четко выражающим свои мысли и гибким политиком, в ближайшее десятилетие Рыжков станет ведущим игроком на российской политической сцене. Сидя в московской кофейне, оформленной в европейском стиле, 36-летний бывший учитель истории рассуждает о будущем Европы и о месте России в этом будущем.
"Россия хочет стать частью Европы сильнее, чем Европа готова согласиться на это, - говорит г-н Рыжков. - В поезде, под названием "взаимоотношения России и ЕС", Путин играет роль локомотива, в то время как Европейский Союз постоянно включает тормоза. Каждый раз, когда Россия выступает с какой-либо инициативой, бюрократы из Евросоюза отвечают: "Да, но.""
Россия стремится увеличить поставки газа в Европу, желает стать частью единой европейской торговой зоны и хочет, чтобы ее граждане путешествовали в Европу без виз. Однако г-н Рыжков говорит, что многие российские инициативы откладываются Брюсселем на полку как "долгосрочные" планы на будущее.
У России есть причины, чтобы быть заинтересованной в более тесных связях с ЕС. Около 40 процентов ее экспорта идет в Европейский Союз, и эта цифра может вырасти до 55-60 процентов после расширения Евросоюза.
От 6 до 8 миллионов россиян в год обращаются за визами, чтобы посетить страны ЕС. "Говоря, что отношения с Евросоюзом являются приоритетными для России, Путин говорит о реально существующем положении дел", - считает г-н Рыжков.
Ключевым вопросом взаимоотношений России и ЕС являются переговоры о поставках российских энергоносителей, газа и нефти. "Это очевидная область взаимных интересов: Европа нуждается в российском газе, а Россия хочет его поставлять, - отмечает г-н Рыжков. - Однако, несмотря на это, энергетический диалог не двигается с места уже три года".
Россия хочет заключить долгосрочные контракты, чтобы гарантировать продажу газа в будущем, на что не соглашается Евросоюз. Одновременно с этим ЕС настаивает на том, что Россия должна отпустить внутренние цены на энергоносители, если желает получить свободный доступ в Европу. Однако Россия не горит желанием, так как это может привести к неконкурентоспособности ее экономики.
Одной из причин медленного темпа российско-европейского диалога является озабоченность ЕС своими внутренними проблемами. "Евросоюз просто слишком занят конституционной реформой и расширением, и Россия в данный момент не является приоритетом", - считает г-н Рыжков.
"Политическим и экономическим интересам России отвечает более сильная и единая, даже более централизованная Европа. Всегда легче иметь дело с одним центром власти, чем с 20-ю различными странами. По крайней мере, мы будем знать, к кому обращаться".
Как бы то ни было, другой, более фундаментальной проблемой в сфере интеграции России в Европу является растущий разрыв в уровне жизни и политическом устройстве двух сторон. Слабая судебная система, признаки автократии, отсутствие свободных средств массовой информации, и, главное, война в Чечне, не совместимы с европейским видением демократии и прав человека, говорит депутат.
"Россия должна стать более европейской страной, чтобы присоединиться к Европе - вот о чем говорят европейские политики всех уровней. Однако российские политики не стремятся принимать европейские ценности, и г-н Путин не является исключением".
"Когда Петр Первый поехал в Англию, он хотел узнать о науках, кораблестроении и вооружениях, однако он даже не взглянул в сторону парламента. Ему это было просто неинтересно", рассказывает г-н Рыжков.
Г-н Путин, который высоко ценит Петра Первого, разделяет идеалы этого царя. "Г-н Путин рассматривает европейско-российское партнерство как внешнеполитический и экономический вопрос, а не как внутренний вопрос. Он хочет видеть сильную и процветающую Россию с европейскими чертами, однако ему не нужна либеральная Россия".