17 сентября 2003 года. В понедельник китайское министерство иностранных дел подтвердило, что охрана границы КНР с КНДР отныне осуществляется не специальным патрульным подразделением полиции, а вооруженными силами Китая.
Разумеется, официальные лица Китая настаивают, что укрепление пограничного режима является не более чем обычной и давно назревшей мерой и никак не связано с ростом недовольства китайской стороны в связи с отказом Северной Кореи прекратить свою программу разработки ядерного оружия. Однако обанкротившийся режим Ким Чен Ира (Kim Jong Il) едва ли согласится признать все происходящее на его границе с Китаем простой случайностью.
Как известно, Северная Корея ввозит через китайскую границу до 90% импортируемой нефти и почти 40% продовольствия. В сочетании с предостережением Вашингтона, что он пересмотрит программу продовольственной помощи Пхеньяну, если только тот не сообщит, какая часть этого продовольствия направляется на нужды военных, а также учитывая факт проведения флотами 11 стран мира учений по перехвату в море подозрительных северокорейских судов, становится очевидным, что давление на Ким Чен Ира со стороны созданной президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) многонациональной коалиции последовательно увеличивается.
Усиление Пекином охраны границы с Северной Кореей, вероятно, позволит закрыть "дыры", через которые, по разным оценкам, в последние годы в Китай перешли от 100 до 300 тысяч северокорейских граждан, спасавшихся от тирании Ким Чен Ира. Но едва ли Пекин, несмотря на неоднократные протесты Вашингтона, согласится столь же жестко перекрыть путь подозрительным грузам, которые отправляют действующие в Китае под прикрытием северокорейские компании, закупающие, в том числе, химикалии для переработки плутония и для осуществления северокорейской программы совершенствования химического оружия. Пекин утверждает, что он против подобных поставок, но не имеет возможности перехватывать все отправляемые в Северную Корею грузы такого характера.
Теперь, когда граница с Северной Кореей взята под охрану вооруженными силами Китая, кое-кто в администрации Буша-младшего предлагает, чтобы эти поставки стали проверкой для двусторонних отношений с Пекином. Кроме того, необходимо помешать возрастающим усилиям обанкротившегося режима Ким Чен Ира зарабатывать деньги путем продажи за границей героина и метамфетамина. Часть северокорейских наркотиков вывозится морем, а часть, скорее всего, переправляется через сухопутную границу с Китаем. Поэтому заявление китайского министерства иностранных дел, в котором сказано, что усиливается также охрана границы с Бирмой - еще одним известным поставщиком наркотиков на мировой рынок - следует рассматривать как свидетельство новой решимости Китая бороться к контрабандой наркотиков.
Как давным-давно поняли умные люди в Вашингтоне, лишение Ким Чен Ира источников твердой валюты - путем прекращения незаконного экспорта всех товаров, от ракет до наркотиков - крайне важно для осуществления смены режима в Пхеньяне мирными средствами. Именно этой цели служат проведенные недавно морские учения. Однако без содействия Китая, через сухопутную границу которого переправляется значительная часть северокорейских контрабандных товаров, подобная стратегия обречена на провал.
Китай упорно противился более жестким акциям против Пхеньяна, даже отказывался обсуждать в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций проблему северокорейского ядерного шантажа. В то же время мало что другое так ужасает Пекин, как перспектива, что северокорейская ядерная угроза вынудит Соединенные Штаты к применению против КНДР военной силы в той или иной форме. Однако ключ к тому, чтобы избежать подобного развития событий, находится в руках самого Китая.
Теперь, когда границу с Северной Кореей охраняют китайские военные, Пекин уже больше не может делать вид, что у него недостает возможностей для борьбы с незаконным импортом и экспортом Пхеньяна. Чтобы предотвратить необходимость в мерах иного рода, против которых так сильно возражает Пекин, Китаю теперь следует воспользоваться возможностью и повести более решительную борьбу с незаконными перевозками грузов через его территорию.