Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не следует преуменьшать важность проблемы Северной Кореи

Хотя внимание всего мира ныне приковано к Ираку и Ближнему Востоку, Северная Корея продолжает оставаться, как минимум, не меньшей угрозой для интересов безопасности Запада

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основную дилемму понять нетрудно. Северная Корея едва ли откажется от своих ядерных возможностей, если ей не предложат очень хорошую компенсацию, а администрация Буша не желает предлагать подобную сделку, поскольку усматривает в требовании Северной Кореи попытку шантажа. Буш настаивает на том, что Северная Корея сначала должна закрыть свою ядерную программу, причем сделать это под международным контролем. Буш в лучшем случае согласится на заключения шестистороннего договора о взаимном ненападении.

17 сентября 2003 года. Хотя внимание всего мира ныне приковано к Ираку и Ближнему Востоку, Северная Корея продолжает оставаться, как минимум, не меньшей угрозой для интересов безопасности Запада. Шестисторонние переговоры с северокорейцами в Пекине только что продемонстрировали, что администрация Буша (George W. Bush) пока не сумела найти выхода из ядерного кризиса. Хотя через пару месяцев переговоры, скорее всего, возобновятся, шансы на успех представляются слабыми.

Основную дилемму понять нетрудно. Северная Корея едва ли откажется от своих ядерных возможностей, если ей не предложат очень хорошую компенсацию, а администрация Буша не желает предлагать подобную сделку, поскольку усматривает в требовании Северной Кореи попытку шантажа. Буш настаивает на том, что Северная Корея сначала должна закрыть свою ядерную программу, причем сделать это под международным контролем. Буш в лучшем случае согласится на заключения шестистороннего договора о взаимном ненападении.

А тем временем Северная Корея потихоньку наращивает свои усилия в области создания ядерного оружия. Это очень плохая новость, принимая во внимание прозвучавшую в апреле с.г. угрозу начать экспорт ядерных материалов. Соединенные Штаты избрали стратегию выхода из ядерного кризиса путем усиления международного давления на Северную Корею. На шестисторонних переговорах в Пекине, отвечая на северокорейские обвинения в адрес Соединенных Штатов, Россия заявила, что у администрации Буша нет агрессивных намерений в отношении КНДР. Администрации Буша также удалось убедить Японию, Австралию, Францию и Германию осуществлять инспекцию северокорейских судов в своих водах на основе действующего национального законодательства - в результате чего Северной Корее будет труднее заниматься контрабандой оружия, наркотиков и фальшивых денег.

В принципе не исключается и использование силы против Северной Кореи.

Однако стратегия администрации Буша едва ли сработает. Перед лицом экономического удушения упрямый и злобный северокорейский режим, вероятно, снова заставит свой народ голодать - а быть может, и начнет продавать опасные виды оружия террористам - но не пойдет на то, чтобы просить помощи у Дядюшки Сэма. Более того, Китай, Южная Корея и Япония далеки от того, чтобы применить стратегию "удушения" Северной Кореи. Китай публично критиковал Соединенные Штаты за их негибкую позицию на переговорах с Северной Кореей в последние месяцы. На переговорах в Пекине Япония и Южная Корея обе настаивали на более примирительном подходе к проблемам Северной Кореи, чем были готовы предложить американцы. И в данное время никто из остальных участников переговоров не проявляет никакого интереса к военному варианту решения нынешнего кризиса.

Нам необходимо шире взглянуть на северокорейскую проблему. Мы должны предложить Северной Корее значительно больше, но в ответ потребовать также больше. Нашей целью должно стать подталкивание КНДР к экономическим реформам. Если Северная Корея проявит готовность и сделает первые шаги в этом направлении, в частности, сократит численность своих обычных вооруженных сил, мы сумеем быть щедрыми. Это не будет уступкой шантажу; это будет формой оказания Северной Кореи помощи в избавлении от сталинистских форм правления. Даже если Ким Чен Ир и его дружки и переживут этот переход, их режим будет радикально трансформирован.

Этот план потребует активной помощи всех шести участников нынешнего переговорного процесса. Китайские экономисты и технические специалисты могли бы научить северокорейцев тому, как им следует осуществлять рыночные реформы. Россия могла бы развеять опасения Ким Чен Ира и его военачальников, что принудительный контроль над вооружениями не приведет к тому, что страна окажется беззащитной перед нападением извне. Япония и Южная Корея окажут помощь и обеспечат инвестиции; Южной Корее также придется пусть и незначительно, но сократить численность своих обычных вооруженных сил в ответ на куда более значительные сокращения армии Севера.

Северной Корее необходимо будет согласиться на осуществляемое под контролем уничтожение своего химического оружия и баллистических ракет. Она должна будет покончить с изготовлением фальшивых денежных знаков и с контрабандой наркотиков. Она должна будет отпустить на родину всех похищенных японских граждан и начать с внешним миром диалог по правам человека. Она и дальше должна воздерживаться от терроризма и провокационных акций против своих соседей.

Соединенные Штаты, со своей стороны, должны будут немедленно облегчить экономические санкции, а затем и вовсе их отменить. Вместе с региональными партнерами Соединенные Штаты должны будут предоставлять Северной Корее помощь на сумму не менее 2 млрд. долл. ежегодно. Эта помощь не обязательно будет в денежной форме, а предоставлять ее следует мелкими дозами - не прекращая мониторинга выполнения Северной Кореей условий сделки.

Здесь будут уместны также укрепление дипломатических связей и предоставление гарантий безопасности.

Разумеется, данный подход также может кончиться неудачей. К примеру, северокорейские лидеры могут прийти к мнению, что им необходимо ядерное оружие для предотвращения путем устрашения новых упреждающих военных акций Соединенных Штатов. Но было бы серьезной ошибкой не пытаться проверить этот путь на практике. Ну, а если мы попробуем и ничего не получим, тогда могут стать возможными другие пути принуждения, поскольку наши партнеры по коалиции уже не смогут утверждать, что дипломатия не была использована до конца.