Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Опасайтесь сближения России и Саудовской Аравии

У стран нет постоянных друзей, а есть только постоянные интересы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрации Буша-младшего следует помнить о том, что российско-саудовское сближение может неблагоприятно сказаться на энергетической безопасности США и привести к снижению российского энтузиазма в деле поддержки войны США с терроризмом. Если российско-саудовские связи будут развиваться успешно, это может привести к снижению американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке и к увеличению влияния Москвы.

18 сентября 2003 года. Готовясь к саммиту с российским президентом Владимиром Путиным, администрация США не должна упустить из виду новую геополитическую тенденцию сближения между Россией и Саудовской Аравией, явившуюся результатом визита в Москву 1-2 сентября с.г. наследного принца Абдаллы (Abullah). Давние соперники, Москва и Эр-Рияд сегодня заявляют, что у них есть общая повестка, включающая нефть, терроризм и торговлю оружием. После войны в Ираке Эр-Рияд стремится найти противовес усилению американского влияния в зоне Персидского залива. Он также надеется разнообразить свои источники приобретения оружия и посылает Вашингтону сигнал, что не отказывается ни от каких политических вариантов. Не будучи уверенным в близости своих отношений с Вашингтоном, саудовцы обращают свои взоры к той самой бывшей империи, которую они не далее как 15 лет назад помогали Соединенным Штатам разгромить в Афганистане.

Москва, со своей стороны, хочет перекрыть поток денег чеченским повстанцам из зоны Персидского залива, продавать саудовцам оружие и получать саудовские инвестиции.

Россия занимает третье в мире (после США и Великобритании) место по экспорту оружия; в 2002 году сумма продаж российского вооружения и военной техники превысила 6 млрд. долл. США. В 1997 году Россия продала в Объединенные Арабские Эмираты современную систему противовоздушной обороны, стоившую 4 млрд. долл. США, и сегодня хотела бы открыть для своей мощной оборонной промышленности прибыльный саудовский рынок.

Саудовцы, кроме того, понимают, что Россия, будучи крупнейшим нефтедобытчиком, не входящим в Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК), вторым нефтедобытчиком в мире и крупнейшим добытчиком природного газа, имеет большой вес на мировых рынках энергоресурсов. А поэтому Саудовская Аравия, подобно Соединенным Штатам, хотела бы иметь с Москвой собственный "энергетический диалог".

Саудовцев беспокоит то, что более эффективная модель развития нефтяной индустрии России, в которой главной движущей силой является частный сектор, может распространиться на Ближний Восток. Эр-Рияд традиционно рассматривает себя как застрельщика на мировых нефтяных рынках и хочет, чтобы другие следовали за ним.

Рассчитанное на 5 лет соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли позволит этим двум нефтяным гигантам координировать поставки нефти на мировые рынки. Чтобы этого достичь, России даже не придется вступать в ОПЕК, хотя источники в государственном департаменте США считают, что Вашингтон "не будет особенно взволнован", если Москва решит вступить в этот картель.

Москва, со своей стороны, стремится к партнерским отношениям с Саудовской Аравией в силу сочетания целого ряда геополитических и геоэкономических обстоятельств. Она стремится компенсировать потерю влияния в зоне Персидского залива после свержения старого советского клиента Саддама Хусейна (Saddam Hussein).

Традиционное влияние России и ее рынки сбыта в таких арабских светских государствах, как Ирак, Сирия и Ливия, идут на убыль.

Российские энергетические компании, у которых имеется избыток денежных средств, стремятся к созданию совместных предприятий на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в Саудовской Аравии, в то время как саудовцы могли бы инвестировать свои средства в российский сектор природных ресурсов, в том числе и энергетических, а также в недвижимость и в аэрокосмическую промышленность. Это расположенное в пустыне королевство является идеальным партнером при осуществлении грандиозных схем добычи природного газа, таких, как производство электроэнергии, строительство сооружений для экспорта сжиженного газа и очистка от соли морской воды с помощью работающих на газе опреснительных установок.

Однако важнее всего то, что Москва полагает, будто саудовцы и другие богатые государства зоны Персидского залива держат ключи к продолжающейся вот уже 9-й год войне в Чечне. Одним из самых дерзких полевых командиров в Чечне был саудовец Хаттаб (Hattab), ныне мертвый. Другой известный военачальник, Шамиль Басаев, получает финансовую помощь и пополнение моджахедами из зоны Персидского залива, где, по свидетельству одного сотрудника государственного департамента США, "благотворительные организации" и отдельные богатые люди только в период 1997-1999 годов пожертвовали чеченским сепаратистам более 100 млн. долл. США.

В зоне Персидского залива нашли убежище такие радикальные чеченские лидеры, как Мовлади Удугов и Земирхан Яндарбиев. Однако проведенные "Аль-Каидой" в Эр-Рияде 12 мая теракты, в результате которых погибли более 35 человек, по-видимому, изменили настроения саудовцев. Администрация Путина сегодня надеется положить конец финансированию и тем самым снизить военную активность боевиков в Чечне и в соседних республиках.

Российско-саудовские отношения переживали и взлеты, и падения. В 1980-е годы королевство потратило миллиарды долларов на борьбу против Советского Союза в Афганистане. Оно также вызвало обвал мировых цен на нефть, лишив Советский Союз его главного источника твердой валюты. Тот конфликт позволил саудовцам получить молчаливое согласие Соединенных Штатов на распространение по всему миру ваххабитской школы радикального ислама.

Администрации Буша-младшего следует помнить о том, что российско-саудовское сближение может неблагоприятно сказаться на энергетической безопасности США и привести к снижению российского энтузиазма в деле поддержки войны США с терроризмом. Если российско-саудовские связи будут развиваться успешно, это может привести к снижению американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке и к увеличению влияния Москвы.

Совету национальной безопасности следует проинструктировать государственный департамент США и разведывательное сообщество, чтобы те осуществляли мониторинг возможных новых явлений и событий в отношениях между Москвой и Эр-Риядом. В их числе координация поставок нефти на мировые рынки и ее влияние на цены на нефть.

Весьма большой интерес представляет также поддержка саудовцами заявки России на членство в Организации Исламская Конференция. Вашингтону следует осуществлять мониторинг темпов перевода денежных средств чеченским повстанцам из радикальных исламских фондов и от частных жертвователей в зоне Персидского залива и следить, не станут ли саудовцы экстрадировать ныне проживающих в их стране лидеров чеченского движения сопротивления. Наконец, администрации Буша-младшего следует взять на контроль поставки в Саудовскую Аравию российского вооружения и военной техники.

В момент, когда Москва и Эр-Рияд объявляют о том, что нашли общие интересы и намерены укреплять сотрудничество, администрации Буша-младшего следовало бы вспомнить старую поговорку: "У стран нет постоянных друзей, а есть только постоянные интересы".