Колин Пауэлл является государственным секретарем США
19 сентября 2003 года. Я только что возвратился из Ирака. То, что я там увидел, убедило меня больше, чем когда-либо, что освобождение нами Ирака отвечает наилучшим интересам иракского народа, американского народа и всего мира.
Ирак, который я увидел, является пришедшим в движение обществом, энергичной землей, на которой проживает мужественный народ, почувствовавший первый головокружительный вкус свободы. Ирак прошел большой путь с начала нынешнего года, когда Саддам Хусейн (Saddam Hussein) держал свой народ в нищете, невежестве и страхе, заполняя своими противниками общие могилы. Иракский режим все еще растрачивал богатства Ирака на программы создания смертоносного оружия, игнорируя принимавшиеся на протяжении 12 лет резолюции Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН). В то время как умирали дети, Саддам щедро тратил деньги на дворцы и забавы для себя и своих близких дружков.
Благодаря смелости наших мужественных мужчин и женщин в военной форме, а также и военнослужащих наших партнеров по коалиции все это изменилось. Саддама больше нет. В результате упорной работе посла Пола Бремера (L. Paul Bremer) и Временной коалиционной администрации (Coalition Provisional Authority) Ирак преобразуется. Свидетельства этого можно видеть повсюду. На улицах полно киосков, где продаются газеты и книги, выражающие самые разнообразные мнения. Открыты школы и университеты, где молодых иракцев обучают умению жить в условиях свободы и конкуренции в нашем глобализирующемся мире. Родители создают учительско-родительские ассоциации в помощь этим школам и для того, чтобы реализовать свое право участвовать в судьбе своих детей. Функционируют больницы, и 95% лечебных центров обеспечивают остро необходимую медицинскую помощь иракцам любого возраста.
Что важнее всего, иракцы встали на путь демократического самоуправления. В Багдаде я присутствовал на заседании городского совета, который был примечателен своей обыкновенностью. Я наблюдал, как члены совета обсуждают вопросы, которые волнуют большинство городских советов: рабочие места, образование и улучшение окружающей среды. На национальном уровне я встречался с иракским Руководящем советом (Iraqi Governing Council), который назначил министров и принимает на себя ответственность за национальную политику. Фактически, пока я там находился, новым министр юстиции провозгласил правовую основу для действительно независимой судебной власти.
Руководящий совет назначил управляющего центральным банком, который будет руководить введением в Ираке в следующем месяце новой единой валюты. Он также недавно утвердил новые тарифы и сегодня обсуждает реформы мирового класса, чтобы открыть страну для иностранных инвестиций в производственные отрасли. Сейчас Руководящий совет сосредоточивает свое внимание на процессе подготовки проекта демократической конституции для демократического Ирака.
Я был по-настоящему тронут, когда встречался с моим коллегой Хошьяром Зебари (Hoshyar Zebari), первым министром иностранных дел свободного Ирака. Он вскоре отправится в Нью-Йорк в составе иракской делегации на открытие Генеральной Ассамблеи ООН.
Ирак продвинулся очень далеко, но остаются серьезные проблемы, главной из которых является безопасность. Американские командиры и рядовые солдаты говорили мне о множественных угрозах, с которыми они сталкиваются: от остатков лоялистов, которые хотят вернуть Иран в темные времена Саддама, преступников, которые стали терроризировать иракское общество, когда Саддам открыл двери тюрем, и до зарубежных террористов, которые во все больших количествах проникают в Ирак, чтобы открыть новый фронт в своей кампании против цивилизованного мира. Однако наши командиры также рассказали мне о своем плане борьбы с угрозами в области безопасности, и это хороший план.
Нам также необходимо завершить обновление электрических сетей Ирака, его водоочистных сооружений и других объектов инфраструктуры, которые пришли в запустение или были уничтожены в годы плохого управления Саддама. Здесь мы тоже добиваемся прогресса. Производство электроэнергии сегодня составляет в среднем 75% довоенных уровней, и эта цифра растет. Восстанавливается телефонная сеть, которой уже могут пользоваться сотни тысяч абонентов. Модернизируются обветшавшие системы водоснабжения и канализации. Но для завершения этих дел нужны время и деньги.
Таков, если говорить сжато, сегодняшний Ирак. С нашей помощью иракцам удалось добиться большого прогресса. Но потребуется время и деньги, чтобы закончить работу. Президент Буш (George W. Bush) попросил у конгресса 20 млрд. долл. на помощь в восстановлении инфраструктуры Ирака. В следующем месяце международное сообщество проведет встречу в Мадриде, где будет обещана дополнительная помощь на реконструкцию Ирака. С этими фондами и с нашей продолжающейся помощью иракцы, я знаю, добьются больших успехов на пути восстановления своей разоренной страны.
Как долго мы останемся в Ираке? Мы останемся столько, сколько потребуется, чтобы полностью передать ответственность за управление Ираком демократически избранной иракской администрации. Только избранное в соответствии с демократической конституцией правительство может взять на себя всю полноту ответственности и пользоваться полной легитимностью в глазах иракского народа и всего мира.
Всякому, кто сомневается в мудрости курса президента Буша в Ираке, следовало бы постоять, как это сделал я, у края братской могилы в Халабье (Halabja), на севере Ирака. В этом страшном месте покоятся останки 5000 невинных мужчин, женщин и детей, которых отравил газом преступный режим Саддама Хусейна.
Иракскому народу нужно дать возможность предотвращать в будущем подобные массовые убийства. Им необходимо дать в руки соответственные инструменты и поддержать их в деле строительства миролюбивого и процветающего демократического общества. Они этого вполне достойны. Американский народ это заслужил.