19 сентября 2003 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) на следующей неделе имеет возможность снова заглянуть в глаза Владимиру Путину, на этот раз для того, чтобы получить подтверждение, что роспуск Советского Союза является окончательным и необратимым.
Г-ну Бушу-младшему следует довести до собеседника три главных сообщения. Москва должна прекратить свои попытки вновь поработить Грузию и Молдавию. Россия не будет иметь монополии на транзит каспийской нефти и природного газа в Европу. Наконец, г-ну Путину должно быть заявлено, что недопустимо загонять Украину и Белоруссию в "Евразийский экономический союз", в котором Россия играет ведущую роль и который позволяет восстановить контроль Москвы над этой частью Европы, прилегающей к новой границе Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейского Союза (ЕС).
Г-н Путин считает эти цели весьма важными в своей повестке. Однако он сознает, что сможет добиться своего в этих странах только в случае, если Запад откажется от выполнения своих обязательств перед ними. И он предвидит - в отличие от некоторых западных канцелярий - последствия для экономики и безопасности Европы и США, которые могут наступить в случае такого отказа.
Победа Москвы на этих фронтах подорвала бы наступивший после окончания "холодной войны" статус-кво в Европе, увеличила зависимость Запада от поставок российских энергоносителей и позволила Москве помешать образовавшимся на постсоветском пространстве государствам вступать в коалиции во главе с Соединенными Штатами, когда Россия не одобряет ту или иную операцию. Мы уже были свидетелями того, как Москва привлекла Армению и несколько стран Средней Азии к участию в кампании против проведения операции "Иракская свобода" (Operation Iraqi Freedom). Повторение подобного сценария ограничило бы способность НАТО проводить антитеррористические операции или операции по принуждению к миру.
Самое сильное давление г-н Путин оказывает на Грузию. Эта страна - наряду с соседним Азербайджаном - является ключом к достижению политических целей США в Евразии. Одной из важнейших целей США в регионе является обеспечение прямой транспортировки каспийских энергоносителей в Европу и обеспечение беспрепятственного доступа к коалиционным силам во главе с США в Средней Азии и на Ближнем и Среднем Востоке.
По собственной инициативе и при поощрении со стороны Вашингтона Грузия начала мучительно примирительный диалог с Кремлем. Результат? Высшие российские официальные лица требуют от Грузии, чтобы та прекратила отношения с США и НАТО в политической области и в сфере безопасности, согласилась на то, чтобы российские военные базы оставались на ее территории более длительное время, вступила в контролируемые Россией Организацию Договора коллективной безопасности и Евразийский экономический союз и снова подключилась к российским трубопроводным и транспортным сетям. На этих условиях, дает понять Москва, она готова помочь урегулировать конфликты - ею же и инспирированные - в пограничных провинциях Грузии Абхазия и Южная Осетия.
А тем временем Россия практически аннексирует Абхазию и Южную Осетию. Москва недавно предоставила российское гражданство большинству местных жителей и взяла под свой контроль границу на грузинской стороне в этих сепаратистских провинциях. Россия, игнорируя суверенитет Грузии, поддерживает также прямые торговые связи и имеет транспортные линии с Абхазией и Южной Осетией и размещает на их территории свои войска. Россия вопреки воле Грузии и призывам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) продолжает сохранять свои военные базы в глубине Грузии. Таким образом, во многих отношениях грузинская политика Кремля, кажется, уже не сдерживается международным правом.
Американская помощь Грузии в плане экономики и безопасности критически важна для того, чтобы эта страна оставалась наплаву и в основном стабильной. Однако общие интересы Запада и Грузии окажутся под угрозой, если тактика Кремля принудит грузинское руководство отказаться от прозападной ориентации. Вот почему г-н Буш-младший должен заявить г-ну Путину, что независимость и суверенитет Грузии глубоко затрагивают американские национальные интересы и должны быть сохранены.
В Молдавии г-н Путин - путем направления личных писем и высокопоставленных эмиссаров - оказывает давление на президента Владимира Воронина с целью легализации незаконного российского военного присутствия и сепаратистских властей в Приднестровье. Москва настаивает на том, чтобы создать федеральное государство и передать представителям Приднестровья часть полномочий центрального правительства, а для гарантии ввести в Молдавию миротворческие силы, основу которых составят российские военнослужащие (в придачу к российским войскам в Приднестровье, которые должны быть санкционированы федеральной структурой Молдавии).
Представляется, что российские войска намерены остаться в Молдавии и после назначенного ОБСЕ срока их вывода (декабрь 2003 года). Однако государственный департамент США, кажется, оставляет этот вопрос на решение все той же ОБСЕ. А тем временем ЕС не готов согласиться на операцию по укреплению мира в Молдавии. Только г-н Буш-младший имеет полномочия заявить г-ну Путину на саммите, что держать российские войска в стране Юго-Восточной Европы, удаленной на 1000 км от России, неприемлемо.
В Прикаспии Москва (в тандеме с Тегераном) противится строительству любого транскаспийского трубопровода, который самым коротким путем соединит восточное побережье с Европой. В настоящее время Россия имеет монополию на транспортировку каспийских энергоносителей в Европу и путем соглашений с местными производителями природного газа и нефти обеспечила себе ее сохранение на ближайшие 15 лет.
Все это бросает вызов вашингтонскому курсу в Каспийском бассейне. Поэтому г-ну Бушу-младшему следовало бы поставить на саммите вопрос о строительстве нефтепровода из крупнейшего из числа открытых в мире в последние 30 лет Кашаганского нефтяного месторождения в Казахстане на запад.
На огромном пространстве бывшего Советского Союза, от Белоруссии и Украины до Средней Азии, г-н Путин сегодня создает торговый и монетарный блок шести стран. Этот так называемый Евразийский экономический союз, очевидно, имеет целью создание закрытого рынка для неконкурентной продукции, а в более конкретном плане - более решительно ориентировать экономику Украины на Россию.
В то же время г-н Путин на саммите несомненно попытается заручиться поддержкой США в деле приема России на льготных условиях во Всемирную торговую организацию (ВТО). Ответом ему должно стать заявление, что членство в Евразийском экономическом союзе и в ВТО - вещи несовместимые.
С г-ном Путиным связывались надежды, что он является реформатором России и верным союзником Америки в борьбе против террора и распространения ядерного оружия в мире. Он разочаровывает как в первом, так и во втором случаях. Вопрос о его "прощении" в действительности не стоит. Что же касается его "вознаграждения", то представляется, что в данное время нет оснований для того, чтобы его вознаграждать. Однако даже в случае, если вознаграждение все же запланировано, оно ни при каких обстоятельствах не должно принимать форму поощрения усилий Кремля в деле собирания под свое крыло отдельных элементов своей прежней политической опоры в Евразии.