22 сентября 2003 года. Приезжающий на этой неделе в Соединенные Штаты российский президент Владимир Путин везет с собой хорошую новость. Российская экономика продолжает набирать скорость, и вскоре Россия может получить статус страны, отвечающей всем требованиям для инвестиций.
Проезжая по улицам Нью-Йорка, г-н Путин сможет увидеть нечто поразительное: на местных автозаправочных станциях вместо логотипа всеамериканской компании "Getty" появился логотип российской нефтяной компании "Лукойл". Это очень примечательный символ. Россия и США могут быть важными инвестиционными партнерами. Но настоящий вопрос для российской экономики заключается в том, сумеет ли она стать чем-то большим, чем новейший мировой бензиновый насос.
Отношения России с рыночным капитализмом являются драматичными. После финансового краха 1998 года Россия пятый год подряд демонстрирует устойчивый рост внутреннего валового продукта (ВВП). Нарождающийся российский средний класс начинает заявлять о себе огромным потребительским спросом. Оборот розничной торговли в 2003 году может достичь 150 млрд. долл. США.
Поначалу рост потребительского спроса был наиболее сильным в сфере продуктов питания, но теперь в семейных расходах на покупки увеличивается и доля промышленных товаров длительного пользования. На эти потребности отреагировала российская промышленность. Однако пока остается открытым вопрос, сумеет ли Россия стать также и крупным мировым экспортером товаров широкого потребления, каким стал Китай. Квалифицированная рабочая сила, низкая стоимость производства и выгодное расположение России в центре Европы заставляют думать, что такая возможность у нее имеется.
Нынешние тенденции в случае их сохранения могут иметь глубокие позитивные последствия для общего экономического и политического положения России. Вероятно, тема укрепления этих тенденций станет главной на встречах г-на Путина как с перспективными инвесторами, так и с президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и его командой в Кэмп-Дэвиде.
Рост потребительского спроса в России не прошел незамеченным для иностранных инвесторов. Крупная шведская мебельная фирма "Ikea" в 2000 году открыла в Москве и в Санкт-Петербурге сеть своих торговых центров. Ее деятельность в России оказалась настолько успешной, что руководство фирмы подумывает о десятках новых торговых центров по всей стране. Ее примеру последовала немецкая торговая фирма "Metro". Российский рынок средств беспроводной связи является одним из самых "горячих" среди развивающихся рынков.
Крепнущий российский средний класс заставляет крупные зарубежные компании, ориентирующиеся на потребительские товары, более пристально взглянуть на Россию. Россияне хотят иметь качественную мебель, мобильные телефоны, телевизоры, бытовую технику и автомобили. Если эта тенденция сохранится, вскоре мы станем свидетелями бума в развитии коммерческих банков и других услуг. Как оказалось, российские семьи гораздо богаче, чем думали ранее; они, по всей видимости, обладают значительно большей склонностью к потреблению; и у них мало долгов. Всплеск потребительского спроса является отражением феномена "денег под матрацем". Некоторые аналитики оценивают нынешний ВВП России почти в 450 млрд. долл. США, на 40% выше официальной цифры.
Второе, высокая склонность россиян к потреблению отражает нехватку нормальных возможностей накопления и инвестирования. Наконец, низкий уровень долгов обусловлен главным образом отсутствием возможностей по кредитованию потребителей. Для того чтобы все это изменить, необходимо время.
Остаются и политические проблемы, в том числе использование дополнительной выручки от высоких мировых цен на нефть, диверсификация производственного сектора, укрепление главенства закона и вступление во Всемирную торговую организацию. Эти задачи могут быть решены, если г-н Путин и его правительство будут и дальше признавать их первостепенную важность и принимать соответственные меры.
Бурно развивающийся сектор потребительских товаров одновременно усиливает и облегчает этот процесс. Потребители являются естественными сторонниками рыночных реформ и такого делового климата, который способствует предсказуемости, прозрачности и накоплению богатства. В рыночных экономиках активный средний класс является самой мощной силой для осуществления перемен.
Экономика - это также политика. Политическая стратегия г-на Путина может во все большей мере зависеть от удовлетворения потребностей среднего класса. Это значит, что необходимо серьезно реагировать на их интересы, в то же время балансируя их с потребностями сверхбогатых олигархов, сотрудников аппарата безопасности и пенсионеров. Если г-н Путин в этом преуспеет, то оставит после себя по-настоящему современную Россию.