Джеймс Голдгейер - профессор университета Джорджа Вашингтона, Майкл Макфол - профессор Стэнфордского университета
Сейчас, когда в отношениях Соединенных Штатов с некоторыми из их традиционных союзников появились разногласия, президент Буш (Bush), должно быть, с нетерпением ожидает встречи с президентом России Владимиром Путиным, который прибудет в США с визитом на этой неделе. Между ними, судя по всему, установилось действительное взаимопонимание, и хотя Путин и не поддержал решение США о вторжении в Ирак, о глобальной войне против террора он говорит буквально словами Буша. Буш также знает, что Россия готова предоставить реальную помощь в процессе устранения угроз безопасности Соединенных Штатов. Президент надеется получить от Путина обещание направить российские войска в Ирак, оказать помощь в деле предотвращения создания Ираном ядерного оружия и содействовать ослаблению напряженности в противостоянии с Северной Кореей.
Так как Буш хочет получить поддержку Путина в вопросах своей внешней политики, он может поддаться соблазну не затрагивать на предстоящем саммите негативные тенденции внутри России. И это будет ошибкой. Если Буш проигнорирует отчетливые признаки того, что Россия уходит от демократии, то он поставит под угрозу демократические силы в России, и поставит под вопрос приверженность Соединенных Штатов к укреплению демократии за своими пределами.
В пользу того, что в России при Путине демократия исчезает, говорит очень многое. С момента прихода к власти он и его правительство взяли под контроль последний независимый телеканал России и заставили замолчать или сменили редакционные коллективы некоторых газет и журналов. Организация "Репортеры без границ", опубликовавшая недавно свой первый рейтинг свободы прессы, поместила Россию на 121 место из 139 оцениваемых стран.
Под надзором Путина вмешательство государства в жизнь общества возросло многократно, начиная от арестов и притеснения правозащитников до создания многочисленных проправительственных "гражданских" организаций, основной целью которых является оттеснение независимых игроков. Даже бизнес не защищен от преследований: этим летом власти начали политически мотивированное уголовное расследование деятельности крупнейшей нефтяной компании ЮКОС после того, как ее владелец оказал финансовую помощь оппозиционным политическим партиям.
В Чечне вооруженные силы продолжают в массовом порядке нарушать права человека. В ходе президентской компании 2000 года Буш заявил: "Мы хотим сотрудничать с Россией в деле борьбы с терроризмом, однако это будет невозможным, пока Россия не станет действовать более сдержанно". Это правда, что "Аль-Каида" поддерживает террористов, которые нападают на невинных россиян. Однако многочисленные нарушения российским правительством международных норм в ходе борьбы с этими террористами привели к последствиям, на преодоление которых уйдут годы, более того, это не приблизило Россию к завершению чеченского конфликта.
Также возникает впечатление, что Путин все больше настроен ограничить контакты Запада с российским обществом. Из страны был изгнан "Корпус мира", в Чечне был закрыт офис Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе, был объявлен персоной "нон грата" московский представитель Американской федерации профсоюзов, некоторым американским ученым было отказано в визах.
Еще более зловещим выглядит то, что Кремль открыто вмешивается в избирательный процесс, ограничивая распространение информации, связанной с предстоящими в декабре парламентскими выборами, и без видимых причин вычеркивая кандидатов из бюллетеней на региональных выборах. Благодаря Кремлю в Чечне, где скоро пройдут президентские выборы, остался только один реальный кандидат.
По новым путинским правилам, аналитики не имеют права комментировать предстоящую избирательную кампанию. Правительство предприняло меры по ограничению независимости Всероссийского центра изучения общественного мнения, старейшего и самого уважаемого агентства, что неудивительно, так как результаты опросов показывают, что солидное большинство россиян поддерживает демократию (хотя не все готовы бороться за нее), что все больше россиян не одобряют военную кампанию в Чечне, и что лишь незначительное число граждан готово поддержать партию власти на выборах.
Этот процесс ухода от демократии представляет собой потенциальную угрозу национальной безопасности Америки. В 1980-х годах Соединенные Штаты способствовали уничтожению коммунистического режима в Афганистане, однако не довели до конца дело построения демократического государства. Последствия, как мы увидели 11 сентября 2001 года, были трагическими. То же самое можно будет сказать и об Ираке, если мы потерпим там неудачу. И то же самое можно будет сказать и о России.
Буш не имеет больших возможностей воздействовать на внутренние тенденции России, однако он, по крайней мере, не должен делать вид, что проблем не существует. Буш обязательно должен донести до Путина и до всего российского народа, что он знает о признаках ослабления демократии в России и что он обеспокоен ими.
Всего за несколько недель до вступления в должность советника по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) писала о последствиях замалчивания внутренних проблем России: "Соединенные Штаты нельзя винить за попытки оказать помощь. Но, как сказал российский реформатор Григорий Явлинский, Соединенные Штаты должны сказать правду о том, что происходит в России". Затем она раскритиковала безоблачные отношения администрации президента Клинтона (Clinton) с этой страной. Слова Райс стали еще более актуальными сегодня. Явлинский до сих пор хочет, чтобы американские политики сказали правду. Построение демократии занимает десятилетия, и публичная поддержка Америкой реформаторов, а также осуждение антидемократических тенденций могут оказать реальное влияние на этот процесс.
Помимо открытых дискуссий администрация Буша должна продолжать оказывать финансовую помощь построению демократии в России. Администрация предложила в следующем году сократить помощь, предоставляемую России в соответствии с Законом о поддержке свободы, со 148 миллионов долларов США до 73 миллионов. Обеспокоенные члены Конгресса вернули цифры в исходное состояние, однако бюджет еще окончательно не утвержден. Также подвергается критике и существенное сокращение финансирования обменов студентами между Соединенными Штатами и Россией.
Спустя более чем десять лет после развала Советского Союза процесс построения демократии в России не только не завершен, но и стал еще более трудным. Сейчас не время для отказов в помощи. И если США отвернутся от российских демократов сейчас, когда демократия еще не окрепла, то каким сигналом это послужит демократическим лидерам, которых мы пытаемся привести к власти в Ираке и Афганистане?
Выступая в августе перед ветеранами зарубежных войн, Райс заявила: "Народы Ближнего Востока разделяют стремление к свободе. У нас есть возможность - и обязанность - помочь им обратить это стремление в реальность". Россияне тоже хотят свободу. И помощь им также является нашей обязанностью.