Г-н Фельгенауэр является независимым аналитиком оборонных проблем в Москве
Москва, 23 сентября 2003 года. Российский президент Владимир Путин на этой неделе будет присутствовать на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, встретится в Нью-Йорке с бизнесменами, которые хотят вложить свои деньги в российский нефтяной бизнес, и проведет саммит с Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) в Кэмп-Дэвиде. Российские и американские дипломаты в Москве, которые осуществляют подготовку этого саммита, говорят мне, что, согласно их прогнозам, данный саммит будет очень личным и дружеским, но, скорее всего, не позволит достичь большого прогресса в делах, имеющих существенное значение. Иначе говоря, они ожидают, что этот саммит будет скучным.
Более интересно и менее предсказуемо направление, в котором г-н Путин развернет Россию после Кэмп-Дэвида. Как заявил мне на прошлой неделе один высокопоставленный дипломат из российского министерства иностранных дел, на сегодняшний день во внешней политике Россия имеет, в сущности, две разные и несовместимые линии, которые проводятся в жизнь одновременно.
За сближение с Соединенными Штатами выступает президентская администрация; его поддерживают также некоторые проамерикански настроенные фигуры в большом бизнесе. Министерство иностранных дел, однако, разрабатывает альтернативную внешнеполитическую концепцию. "Мы хотим, чтобы Россия дистанцировалась от Соединенных Штатов: не ссорилась с ними, но и не слишком сближалась. Мы можем сотрудничать с Вашингтоном в некоторых областях, когда наши интересы совпадают, и выступать против американской политики, которая нам не нравится", - заявило одно официальное лицо.
Давние друзья г-на Путина из КГБ, которые сегодня удобно устроились на высоких местах, возглавляют то, что я именую группировкой русофилов. Их поддерживают службы безопасности, министерства обороны и иностранных дел, а также многие из числа сотрудников среднего звена в вооруженных силах, в органах безопасности, в разведке, в дипломатическом ведомстве и в государственных учреждениях.
Неудовлетворенность низкими уровнями денежного довольствия в среде военных, представителей разведывательного сообщества и сотрудников органов безопасности - равно как и их недовольство крахом советской империи и наступившей вслед за ним слабостью России - способствовало широкому распространению националистических настроений. Многие из чиновников среднего звена, с которыми мне приходится беседовать, говорят мне, что они уверены в том, что богатства России были разворованы богатыми евреями (многие из так называемых "олигархов" - евреи). Слияния между российскими нефтяными компаниями и западными фирмами расцениваются как продолжение заговора: олигархи перепродают богатства России, а вместе с ними и судьбу нации своим настоящим сионистским хозяевам с Уолл-Стрит.
Представители Запада имеют тенденцию отвергать эти теории заговора как слишком глупые, чтобы представлять серьезную проблему. Но эта влиятельная группировка в администрации Путина желает перераспределить в собственную пользу богатства России, которые в 1990-х годах расхватали другие. В то же самое время эта группировка хочет восстановить "Великую Россию" - строго авторитарное полицейское государство в советском стиле, со строгой цензурой и выборами, результат которых предопределен заранее. Такое государство было бы ксенофобским, антиамериканским и антисемитским.
Противоборствующая им "проамериканская группировка" в Кремле состоит по большей части из официальных лиц, которые уже были там до того, как к власти пришел г-н Путин. Было бы неправильным считать, что эта группа состоит из выступающих за демократию идеалистов свободного рынка. Этот клан желает построить слабо авторитарное государство с "контролируемой" демократией, умеренно либеральной рыночной экономикой и с проамериканской, прозападной внешней политикой. Их Россия стала бы ускоренно модернизироваться в западном духе и интегрироваться с Западом. Не стоит забывать, что те же официальные лица и олигархи помогли построить сегодняшнюю коррумпированную и авторитарную Россию.
Первое для г-на Путина серьезное сражение из-за внешней политики, которое сильное затронуло его чувства и мысли, произошло прошлой весной, накануне начала войны в Ираке. Обе группировки лоббировали президента России, и в конечном итоге победу одержали люди из КГБ: Россия сделала все возможное, чтобы Саддам Хусейн (Saddam Hussein) оставался во власти. Министр иностранных дел Игорь Иванов с очевидным персональным ликованием публично осудил "американскую агрессивность".
Затем в мае оперативная группа Военно-Морского Флота России провела в Индийском океане учение, на котором отрабатывалась, в том числе, задача перехвата и потопления кораблей американской авианосной ударной группы. Теперь многие в среде российских военных выдвигают требование, чтобы все будущие крупные учения были антиамериканскими по своему характеру. Даже французы - несмотря на то, что советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) требует "наказать Францию и простить Россию" - не отваживаются проводить военные учения, на которых имитируются нападения на Соединенные Штаты.
Более информированные "проамериканцы" в Кремле вот уже несколько месяцев вынуждены держать оборону. Их сторонники из делового мира вроде крупнейшей в России нефтяной компании "ЮКОС" подвергаются нападкам, однако эта группировка пока еще не разгромлена. Процесс принятия политических решений в России по-прежнему является шизофреническим и непредсказуемым. Г-н Путин возвышается над своими сражающимися приспешниками как верховный арбитр, который в любой момент может изменить баланс сил.
И потому сегодня Москва испытывает волнения в связи с возможными последствиями визита г-на Путина в Нью-Йорк и саммита в Кэмп-Дэвиде. Куда повернет г-н Путин? Пошлет ли Москва в Ирак хотя бы символический воинский контингент? Прекратит ли Россия свою помощь Ирану в ядерной области? Станет ли она более агрессивно пытаться вернуть бывшие советские республики в свою сферу влияния? На окончательное решение г-на Путина по вопросу, куда повернуть нацию, окажет очень большое влияние отношение к этому тех, кто будет принимать г-на Путина в Америке.
Однако это вовсе не значит, что Джордж Буш-младший должен потворствовать поведению своего гостя. Напротив. Запад и Соединенные Штаты не должны мямлить, когда будут возражать г-ну Путину: диктаторское полицейское националистическое государство - иначе говоря, нацистская Россия - станет международной парией примерно такой же, как сегодняшняя Белоруссия. Нынешняя политика администрации Буша-младшего, которая намерена любой ценой простить Россию, чтобы немедленно получить от нее недолговечные уступки, только лишь способствует фашистским фигурам и силам, которые пытаются захватить мою нацию.