23 сентября 2003 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и президент России Владимир Путин, резко разошедшиеся во мнениях на войну в Ираке, рассчитывают достигнуть большего взаимопонимания в ходе двухдневного саммита в Кэмп-Дэвиде. Сделанное г-ном Путиным в конце недели высказывание, что российские войска, возможно, будут участвовать в миротворческих операциях в Ираке под командованием Соединенных Штатов, стало самым последним сигналом, что два лидера полны решимости восстановить свою дружбу, которая сильно пострадала от глобальных дебатов в связи с войной.
Этот саммит предоставляет "историческую возможность восстановить американо-российское сотрудничество даже в таких трудных делах, как Ирак и Иран (имеется в виду российская помощь Ирану в ядерной области)", - заявил специалист по России Ариэль Коэн (Ariel Cohen) из фонда "Heritage".
Хотя у России по-прежнему имеются возражения против американского проекта резолюции по Ираку, представленного в Совет Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), высшие официальные лица США, в частности, государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell), заявляют, что подход Москвы к этой резолюции последовательно "конструктивен".
Г-н Путин в пространном интервью иностранным журналистам в субботу сказал, что трудности послевоенного периода в Ираке подтвердили его позицию в отношении этой войны, однако заявил, что его правительство занимает "вполне либеральную" позицию в вопросе о дебатах в ООН. "Теоретически мы не исключаем более активного участия России в восстановлении Ирака, включая и участие наших военных в процессе нормализации", - сказал он, но быстро добавил, что в настоящее время вопрос о направлении в Ирак российских войск не стоит в повестке дня.
Говоря о г-не Буше, г-н Путин отметил, что "он хороший партнер; он открытый и честный человек, и мне приятно работать с ним".
Посол США в Москве Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) в интервью российской радиостанции в конце прошлой недели заявил, что видит "существенное сближение" между Вашингтоном и Москвой по целому ряду вопросов. "Я думаю, у нас сегодня очень мало расхождений интересов, - сказал г-н Вершбоу. - Мы все заинтересованы в укреплении демократии, в борьбе с такими глобальными угрозами, как распространение ядерного оружия и наркотиков. Различия между нами скорее тактического свойства, чем в стратегических интересах".
Почти наверняка в Кэмп-Дэвиде будет обсуждаться проблема российской помощи Ирану в строительстве атомной электростанции в Бушере (Bushehr). Россия осуществляет этот проект вопреки возражениям Соединенных Штатов, которые опасаются, что данный проект является частью сосредоточенных усилий исламского правительства Ирана по созданию ядерного оружия. Но Россия, как отмечают официальные лица США, в последние недели приблизилась к американской точке зрения на эту проблему, когда стали очевидными масштабы ядерных усилий Ирана. Россия присоединилась к требованию администрации Буша-младшего, которая настаивает на том, чтобы Иран до 31 октября согласился на допуск в страну инспекторов Международного агентства по атомной энергии для более основательных проверок его ядерных объектов.