Разногласия по иракскому вопросу не повлияли на взаимоотношения России и Соединенных Штатов.
Нефть и газ с каждым разом все больше сближают Россию и США. Стремясь к диверсификации импортируемого топлива, американская администрация возобновила свою поддержку увеличению экспортных поставок нефти из России и назвала среди приоритетов - развитие производства сжиженного природного газа. По-видимому, война в Ираке не оказала негативного воздействия на энергетический диалог, начатый Джорджем Бушем (George Bush) и Владимиром Путиным в мае 2002 года. Энергетический вопрос станет одним из приоритетных направлений встречи, которая должна состояться в конце этой недели в Кэмп-Дэвиде (США).
Взаимодополняемость интересов двух стран и развивающиеся рыночные отношения между ними стали очевидны в ходе Второго Российско-американского делового энергетического Саммита, прошедшего в начале этой недели в Санкт-Петербурге под покровительством высокопоставленных государственных чиновников, курирующих энергетическую промышленность, и при участии нескольких сотен предпринимателей этого сектора.
Перед встречей в Кэмп-Дэвиде Путин откроет в Нью-Йорке сеть заправочных станций, приобретенных российской компанией "ЛУКОЙЛ" в 2000 году. Эта компания воспользовалась полученным кредитом в 225 миллионов долларов, соглашение о выдаче которого было подписано в Санкт-Петербурге, и построила нефтяной терминал на Балтийском море. Гарантом при получении кредита выступила Корпорация по зарубежным частным инвестициям США (OPIC) - государственная организация, специализирующаяся на развитии новых рынков.
Российские компании в свою очередь пытаются занять в США определенные - пока, правда, чисто символические - позиции. Поставки нефти из России в США (92599 тонн в 2001 году) в первой половине текущего года превысили 1,1 миллиона тонн. Одним из ключевых проектов для транспортировки российской нефти морским путем в США является строительство газопровода, конечной точкой которого должен стать Мурманск - город-порт на Баренцевом море. Российские нефтяные и газовые монополисты ("Транснефть" и "Газпром", соответственно) и крупнейшие российские нефтяные компании ведут в настоящий момент борьбу за доступ к нефтепроводам и газопроводам.
Стремление построить мурманский нефтепровод поспешно выказал глава компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский, по мнению которого, государственная казна недополучает 7000 миллионов долларов за каждый год просрочки строительства этого нефтяного канала. По словам российского олигарха, нефть из Мурманска морским путем можно доставить в США в девятидневный срок, в то время как из зоны Персидского залива нефтеналивные танкеры идут в Соединенные Штаты гораздо дольше - 32 дня. По мнению же президента "Транснефти" Семена Вайнштока, как проект строительства мурманского нефтепровода, так и проект строительства дальневосточного нефтепровода (либо через Китай, либо через Сибирь, либо через обе зоны одновременно) требует более детального изучения.
На завершившемся вчера Саммите Вайншток отверг идею приватизации российских нефтепроводов. Министр экономики Герман Греф, напротив, оставил открытыми двери для участия зарубежного капитала в строительстве мурманского нефтепровода и отметил, что в 2004 году правительство изучит возможности осуществления этого проекта, после чего примет решение о средствах его реализации. Не все производители нефти и газа находятся в равных условиях, сосуществуя вместе с государственными монополистами, транспортирующими нефть и газ. "ЛУКОЙЛ" нашел свою нишу в отношениях с государственным сектором, а мелкие нефтяные производители, присутствовавшие на санкт-петербургском саммите благодаря настоятельным требованиям американских участников встречи, гораздо больше опасаются диктата со стороны крупных частных компаний, чем со стороны государства.
Иракские интересы
Начинает явно ощущаться взаимозависимость российско-американских интересов в энергетическом секторе. Корпорация "ЛУКОЙЛ" пытается вернуть себе позиции в нефтяной отрасли иракской промышленности, в чем ей помогают адвокаты американской компании "Akin Gump", среди руководителей которой значится друг семьи Бушей техасец Джеймс Лэнгдон (James Langdon) и два бывших посла США в Москве - Роберт Страусс (Robert Strauss) и Джеймс Коллинз (James Collins). "У нас есть планы по разработке месторождений, мы сотрудничаем и с американцами, и с временным иракским правительством", - заявил в интервью этой газете вице-президент "ЛУКОЙЛа" Андрей Гайдамака, по словам которого, компания не нарушала международных санкций, установленных против Ирака. Перед самым началом войны иракские власти прекратили действие подписанного в 1997 году контракта на общую сумму 3700 миллионов долларов. Гайдамака опроверг предположение, что контракт был расторгнут, и выразил надежду, что достигнутое прежде соглашение будет соблюдено.