Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джеймс Вулси: Не допустить сползания путинской России к автократии

Для стабильных отношений с Вашингтоном Москве необходимо переломить тенденцию сползания к авторитаризму

Джеймс Вулси: Не допустить сползания путинской России к автократии picture
Джеймс Вулси: Не допустить сползания путинской России к автократии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Г-н Путин после своего избрания президентом в 2000 году признал, что создание демократической России "еще далеко от завершения", и пообещал строить такую нацию, которая будет "свободной, процветающей, богатой, сильной и цивилизованной". Руководство Соединенных Штатов приветствовало это обещание. Сегодня, когда продвижение России к демократии опасно затормозилось, г-ну Бушу-младшему следует потребовать от г-на Путина выполнять его первоначальное обещание.

Джеймс Вулси - президент правозащитной организации "Freedom House", бывший директор Центрального разведывательного управления США и участник американской делегации на переговорах с Советским Союзом о сокращении стратегических вооружений

25 сентября 2003 года. На завтрашней встрече президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) с президентом России Владимиром Путиным основное внимание будет уделено обсуждению терроризма, экономического развития и торговли. Центральными темами их беседы будут заявка России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и заинтересованность России в увеличении американских инвестиций. Однако на переговорах, скорее всего, не будет затронута тема внутренней политической ситуации в России, которая с каждым днем все больше напоминает автократию.

Для стабильных отношений с Вашингтоном Москве необходимо переломить тенденцию сползания к авторитаризму. В преддверии парламентских и президентских выборов президент Буш-младший должен четко заявить, что растущий дефицит демократии в России не отвечает ее коренным интересам.

Первое, свобода прессы. При г-не Путине Россия стала страной, где журналистов привлекают к суду за клевету, подвергают контролю со стороны государственных органов, законодательно ограничивают их свободу освещать избирательные кампании и оказывают на них давление в многочисленных других формах. В чем их вина? В легитимном освещении таких проблем, как коррупция и нарушения прав человека в Чечне. Некоторые журналисты заплатили за независимые репортажи своими жизнями.

С приближением выборов растет озабоченность по поводу очевидных попыток Кремля контролировать освещение избирательных кампаний. В июне министерство по делам печати закрыло ТВС, последнюю в России независимую телевизионную станцию, сославшись в свое оправдание на финансовые проблемы вещателей, несмотря на то, что к финансированию этой станции проявил интерес новый инвестор. А правительство г-на Путина продолжает преследовать своих политических противников, которые покинули страну, в том числе Владимира Гусинского, бывшего медиа-магната, который по представлению России недавно был арестован в Греции.

Второе, главенство закона. После того как г-н Путин стал президентом, он обещал повести борьбу с коррупцией. Однако недавние акции прокуроров по разоблачению коррупции выглядят как политическое преследование и сведение счетов, а не как законные усилия с целью разобраться в мошеннических схемах приватизации ельцинских лет.

Несмотря на официальное отрицание причастности г-на Путина к продолжающимся расследованиям, которые имеют касательство к нефтяной компании "ЮКОС", прокуроры возбудили уголовные дела через какие-то месяцы после напряженного разговора между президентом России и главой этой компании Михаилом Ходорковским. Нежелание г-на Путина откреститься от обвинительной тактики, в том числе осудить задержание без права освобождения под залог одного из акционеров компании "ЮКОС", способствовало росту озабоченности мирового финансового сообщества в отношении прав собственности (в России).

Третье, гражданское общество. При г-не Путине независимые гражданские группы изолируются от общества. Недавно правительство создало угрозу независимости Всероссийского центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), осуществив чистку в его руководстве и, по существу, взяв под свой контроль вопрос о том, какие опросы можно, а какие нельзя проводить.

Юрий Левада, социолог, который стоял во главе ВЦИОМа, высказал мнение, что реорганизация была вызвана недовольством в связи с проведенными опросами в Чечне. В этом месяце г-н Левада и большинство его сотрудников уходят из ВЦИОМа, чтобы создать новую, независимую организацию.

Это подводит нас собственно к Чечне. Последние 4 года г-н Путин ведет неослабевающую войну против этой мятежной республики. Хотя в последние месяцы увеличилось число нападений чеченских повстанцев и совершаемых фанатиками подлых террористических актов, эта война характеризуется не менее ужасными акциями российских военных против гражданского населения Чечни и нежеланием г-на Путина вести серьезные переговоры о прекращении военных действий.

Ранее в нынешнем году г-н Путин объявил об окончании войны в Чечне после того, как поддержал референдум по чеченской конституции, которая закрепляет статус Республики Чечня как неотъемлемой части Российской Федерации. Однако боестолкновения не прекращаются, а почти 100-процентное одобрение чеченцами новой конституции дает основание для подозрительности. На октябрь намечены выборы президента Республики Чечня, и г-н Путин должен продемонстрировать свою приверженность мирной, демократической Чечне, обеспечив проведение свободных, честных и открытых для мировой общественности выборов.

Г-н Путин после своего избрания президентом в 2000 году признал, что создание демократической России "еще далеко от завершения", и пообещал строить такую нацию, которая будет "свободной, процветающей, богатой, сильной и цивилизованной". Руководство Соединенных Штатов приветствовало это обещание. Сегодня, когда продвижение России к демократии опасно затормозилось, г-ну Бушу-младшему следует потребовать от г-на Путина выполнять его первоначальное обещание, однозначно заявив, что в случае неудачи в деле консолидации демократии будут (негативные) последствия для свободы, силы, процветания и интеграции России в глобальное сообщество.