Г-н Каратницкий является советником и исследователем правозащитной организации "Freedom House"
25 сентября 2003 года. Три года назад украинского журналиста Георгия Гонгадзе силой затащили в автомобиль и увезли из Киева. Через 7 недель его обезглавленное тело было найдено в неглубокой могиле примерно в 1 часе езды от столицы Украины. Г-н Гонгадзе на созданном им веб-сайте писал о коррупции в правящих кругах Украины.
Вызванный этим убийством скандал, который не затихает и по сей день, сыграл свою роль в политической эволюции посткоммунистической Украины, затормозив развитие демократических институтов и, как это ни парадоксально, одновременно способствовав появлению целой плеяды новых оппозиционных партий и гражданских групп.
Это нераскрытое убийство также вынудило США и Европу, которые активно поддержали независимую Украину, пересмотреть свой подход к имеющей стратегическое значение стране. Пока расследование дела об убийстве г-на Гонгадзе не завершено, Вашингтон и Брюссель должны быть очень осторожными в вопросе установления более тесных отношений с президентом Леонидом Кучмой.
Президент Украины сильно желает дружбы с Западом. Украина выделила 1600 своих миротворцев в состав возглавляемой поляками интернациональной бригады в Ираке в надежде, что дело Гонгадзе, а равно и прошлогодние обвинения США, что г-н Кучма санкционировал продажу Саддаму Хусейну (Saddam Hussein) современного радиолокатора, будут положены под сукно.
Смерть г-на Гонгадзе могла бы так и остаться еще одной загадкой, если бы не появление на свет магнитофонных записей бесед г-на Кучмы с его помощниками из службы безопасности, которые свидетельствуют о причастности президента к исчезновению этого журналиста. Записи бесед были тайно сделаны бывшим телохранителем г-на Кучмы, который бежал из страны и получил политическое убежище в Соединенных Штатах; достоянием общественности их сделал соперник г-на Кучмы, бывший спикер украинского парламента Олександр Мороз.
Администрация Кучмы утверждает, что эти записи являются фальшивкой. Однако прошлой осенью Федеральное бюро расследований США подтвердило их аутентичность. Записанные на пленку свидетельства коррупции и преступных умыслов вызвали бурю общественного возмущения; в 2001 году на улицы вышли десятки тысяч людей, протестовавших против г-на Кучмы и его правительства. Протесты постепенно утихли, и г-н Кучма остался во власти, однако последствия этого скандала продолжают ощущаться в стране.
Попытки подавить протесты общественности отражают авторитаризм президента Кучмы и его ближайшего окружения, затрудняя жизнь оппозиции и свободной прессе. Среди тревожащих тенденций отмечается усиление контроля государства над средствами массовой информации (СМИ), в частности, национальным телевидением. Сегодня редакторам органов СМИ рассылаются так называемые "темники", где расписано, какие темы подавать и как препятствовать выступлениям лидеров оппозиции. В последние 3 года для оказания давления на политических оппонентов используются также налоговая администрация, генеральная прокуратура и полиция.
Не менее важно и то, что дело Гонгадзе и его последствия разоблачили вопиющее отсутствие на Украине независимых правовых институтов и парламентских сдержек и противовесов президентским полномочиям.
Неприятности г-на Кучмы привели к его изоляции и отчуждению от Европы и Соединенных Штатов, в результате чего он стал более зависимым от поддержки России. В обмен на поддержку Кремля г-н Кучма теперь, похоже, готов согласиться на имеющий далеко идущие последствия экономический пакт, который предусматривает создание единого экономического пространства на территориях России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где Россия будет занимать доминирующее положение.
Несмотря на эти негативные тенденции, имеется основа для осторожного оптимизма, поскольку в следующем году к западной границе Украине приблизятся Европейский Союз (ЕС) и Организация Североатлантического договора (НАТО). Дело Гонгадзе вызвало почти всеобщее общественное недовольство администрацией Кучмы. Это дело и магнитофонные записи помогли украинцам выработать весьма негативное отношение к своим правителям.
На прошлогодних парламентских выборах в Верховную Раду Украины по партийным спискам было избрано почти в 3 раза больше депутатов от оппозиции (171 человек), чем от прокучминских партий (54 человека). Г-н Кучма сохранил большинство в парламенте только благодаря депутатам от одномандатных округов, где прокучминские депутаты выдвигали свои кандидатуры в качестве "независимых".
Решение г-на Кучмы от 19 сентября присоединить экономику Украины к российской посредством единого экономического пространства ("общего рынка") вызвало недовольство некоторых из его сторонников, включая спикера парламента и ряд ключевых министров, которые доказывают, что подобный шаг помешает достижению Украиной долгосрочных целей интеграции в Европу.
По данным недавних опросов общественного мнения, г-н Кучма остается крайне непопулярным (его поддерживают менее 10% опрошенных). Оппозиционные политики и политические партии по-прежнему превосходят прокучминские силы в соотношении 3:1. Изгнанный им премьер-министр Виктор Ющенко за год до назначенных на октябрь 2004 года выборов значительно опережает в рейтинге популярности других кандидатов в президенты.
Г-н Кучма и его союзники сейчас пытаются переписать правила политической игры путем внесения изменений в конституцию, предусматривающих ограничение полномочий президента страны. Но многие специалисты прогнозируют, что даже если прокучминские силы смогут изменить конституцию, им не удастся отсрочить свое поражение на будущих парламентских выборах.
Украина сегодня стоит на перепутье. Оппозиционные партии демонстрируют свою силу, а в рядах кучминских сторонников слышен ропот. Тем самым у Вашингтона и Брюсселя появляются новые возможности. Им следует и в дальнейшем дистанцироваться от г-на Кучмы, поддерживая оппозицию и апеллируя к умеренным и центристам, которых в прошлом принуждали поддерживать г-на Кучму.
ЕС в особенности следует ясно дать понять, что дверь к вступлению Украины в этот союз в будущем открыта, при условии, что эта страна порвет с коррумпированной практикой, тщательное расследует дело Гонгадзе и другие политические преступления и проведет свободные и честные выборы.
Трагическая смерть Георгия Гонгадзе не была напрасной. Она разбудила гражданское сознание, создала неуверенность в близком окружении президента Кучмы и сохранила надежду на то, что - при внутреннем и внешнем давлении - Украина сможет отбросить удушающее ее наследие в виде коррупции и злоупотребления властью.