25 сентября 2003 года. Одним из триумфов базирующейся на личных связях внешней политики внушающего к себе симпатию, но не вполне дипломатичного президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) считаются его дружеские отношения с Владимиром Путиным.
Г-н Буш-младший после первой встречи с г-ном Путиным заявил, что сумел "заглянуть ему в душу" и понял, что этому человеку можно доверять. С того момента советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) похваляется прочностью американо-российских отношений. Однако когда американцы озаботились очевидной эрозией российской демократии при г-не Путине и начали вопрошать, а что же именно получили Соединенные Штаты в обмен на свои тесные отношения с Россией, на дружбу г-на Буша-младшего с бывшим оперативным работником КГБ СССР стали смотреть не столь благосклонно.
Майкл Макфол (Michael McFaul), специалист по России из Гуверовского института, который прежде проводил брифинги для президента США по отношениям с Москвой, говорит, что г-н Буш-младший, сделав чрезмерно высокую ставку на персональные связи, совершил ту же ошибку, что и его предшественники. "Он видит Россию глазами Путина и не тратит много времени на то, чтобы взглянуть на нее с других позиций или даже, если хотите, глазами других россиян", - говорит г-н Макфол. Билл Клинтон (Bill Clinton), заявляет он, вел себя примерно так же с Борисом Ельциным, а Джордж Буш-старший - с Михаилом Горбачевым, игнорируя негативные явления внутри страны.
Консерваторы на Капитолийском холме и интересующиеся Россией обозреватели в Вашингтоне озабочены, что во время двухдневных переговоров г-на Путина с г-ном Бушем-младшим, которые начинаются в Кэмп-Дэвиде в субботу, личная привязанность г-на Буша-младшего к г-ну Путину может стать проблемой, поскольку испытывающий потребность в поддержке президент США, возможно, проявит склонность к тому, чтобы смягчить растущую озабоченность Америки в отношении политических свобод и прав человека в России. "У России было плохое лето в плане демократии, свободы прессы и открытых рынков, - говорит Брюс Джексон (Bruce Jackson), который в тесном взаимодействии с Белым домом и странами бывшего советского блока работает в интересах продвижения демократии. - Это обстоятельство беспокоит основные элементы электората (в Соединенных Штатах), которые верят в главенство прав человека".
Критики политики обхаживания г-на Путина указывают на захват российским правительством независимых телевизионных сетей и запугивание газет. Расследование государственными органами деятельности компании "ЮКОС" после того, как один из ее главных менеджеров сделал политически мотивированные пожертвования оппозиционным партиям, сотрясло молодые российские рынки капиталов. Существуют также серьезные озабоченности по поводу нарушений прав человека в Чечне и того, как Москва справляется с террористическими угрозами.
Официальные представители Белого дома в основном отмалчиваются, когда их спрашивают, не волнует ли г-на Буша-младшего внутренняя ситуация в России. В частном порядке, однако, те лица в администрации, которые отвечают за российскую политику Соединенных Штатов, выражают свою озабоченность.
Но Вашингтон больше интересует поведение России на международной арене, чем ее внутренние дела. Белый дом ободряют признаки российской готовности оказать Соединенным Штатам содействие в послевоенном Ираке. И все-таки г-н Путин разочаровал администрацию США, став на сторону Франции и Германии в оппозиции войне в Ираке и не сумев остановить продажу оружия и военной техники армии Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Официальные лица в администрации Буша-младшего отмечают также, что, хотя Россия и присоединилась к международному хору, который выражает озабоченность в связи с потенциальной возможностью появления ядерного оружия в Иране, Москва по-прежнему стремится выполнять свои контракты на строительство атомной электростанции в городе Бушер.
С российской точки зрения, г-н Путин вполне удовлетворен тем, что сохраняет престиж, поддерживая сильные персональные связи с г-ном Бушем-младшим, однако двусторонние отношения являются гораздо более сильными в символическом плане, нежели по существу. Через 6 месяцев после того, как напряженность в двусторонних отношениях достигла своего апогея, Кремль в частном порядке все еще ворчит по поводу отношения к России в момент, когда велась подготовка к войне в Ираке. Он также чувствует, что не получил достаточной компенсации за свое участие в антитеррористической коалиции в 2001 году.
Одно высокопоставленное лицо недавно жаловалось на "двойные стандарты" США, в том числе на критику в адрес России за высказанную ею угрозу упреждающего удара по Грузии, где существовала "весьма реальная опасность" от чеченских повстанцев, в то время как Соединенные Штаты начали собственную упреждающую акцию в Ираке, которая, по мнению этого лица, была куда менее оправдана.
Одним из высших приоритетов г-на Путина в партнерских отношениях с Соединенными Штатами является отыскание новых рынков для российских энергоносителей и поощрение прямых иностранных инвестиций в Россию. Однако результаты пока являются разочаровывающими. Хотя ведутся переговоры по ряду сделок, прошедший на этой неделе в Санкт-Петербурге двусторонний энергетический саммит - в ответ на предыдущий саммит в Хьюстоне в прошлом году - не привел к заключению большого числа соглашений.
Одной из проблем является несоответствие ожиданий и возможностей: российское правительство не сумело создать полностью стабильный инвестиционный климат и обеспечить главенство закона, чего добиваются Соединенные Штаты, а Белый дом не способен принуждать американский бизнес к инвестированию.
Связи с Соединенными Штатами важны для России хотя бы потому, что она имеет возможность и далее сохранять впечатление о себе как о сверхдержаве, в то время как фактически она выступает на международном ринге в более тяжелой категории, не соответствующей ее нынешнему весу. Политические причины внутри своих стран вынуждают обоих лидеров к тому, чтобы в Кэмп-Дэвиде продемонстрировать, что узы дружбы между президентами приносят позитивные результаты.