После того как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в прошлом месяце сообщил о том, что поддержка войны российского президента Владимира Путина в Чечне снизилась до 28%, Юрия Леваду, 15 лет назад основавшего этот центр, который прежде пользовался необычной свободой публиковать нередко раздражавшие Кремль данные, выгнали с работы вместе с его командой. На его место взяли 29-летнего человека, который когда-то агитировал за политическую партию г-на Путина.
"Я слышал разговоры о том, что мы выдаем данные, которые могут им не понравиться", - заявил г-н Левада. Г-н Путин объяснил случившееся не более чем финансовым спором, однако многие реформаторы и политические аналитики усмотрели в этом свидетельство отката от демократических завоеваний постсоветского периода.
Только за последние несколько месяцев был закрыт независимый национальный телевизионный канал; введены новые правила, резко огранивающие возможности средств массовой информации (СМИ) по освещению политических событий; вытеснены из гонки соперники поддерживаемого Кремлем кандидата на пост президента Чечни; начата серия уголовных расследований против нефтяного магната, финансировавшего оппозиционные политические партии.
Как заявляют накануне запланированного на ближайшую пятницу и субботу российско-американского саммита официальные лица обоих правительств, вряд ли эти вопросы займут важное место в повестке переговоров Владимира Путина с Джорджем Бушем-младшим, если они вообще будут затронуты. За 2 года после нападений на Америку 11 сентября 2001 года г-н Путин сумел стать главным союзником Соединенных Штатов в возглавляемой ими войне с терроризмом. И хотя российский президент по-прежнему не одобряет решения г-на Буша-младшего вторгнуться в Ирак, в иерархии зарубежных друзей Белого дома он продолжает занимать особое место.
Однако российские критики г-на Путина считают, что его склонность к авторитарным методам правления, которую Соединенные Штаты, как правило, игнорируют, подрывает легитимность проводимой ныне кампании по выборам в парламент России.
"Меня очень волнует судьба демократии в России", - сказал Владимир Лысенко, член Государственной Думы РФ и основатель одной из первых политических партий, которая выступила против коммунистов в период заката Советского Союза. Г-на Лысенко тревожит то, что одна из могущественных группировок в Кремле хочет следовать китайской модели, проводя экономические реформы без предоставления народу политических свобод. "Россия в данный момент стоит на перепутье, - сказал он, - принять ли ей европейский путь развития, демократический путь, или же азиатский путь развития, частично авторитарный режим".
Видение г-ном Путиным демократии вызывает споры с того самого момента, когда он стал президентом. Г-н Путин сразу же заявил, что его приоритетной задачей является восстановление стабильности, и что он предпочитает "диктатуру закона" и "управляемую демократию". С первых дней г-н Путин реорганизовал Совет Федерации, который нередко бросал вызов его полномочиям, сделав так, чтобы региональные губернаторы не могли автоматически получить в нем место. Для того, чтобы привести к повиновению региональных губернаторов, он также ввел институт специальных представителей президента в регионах (супергубернаторов).
Хотя в России сохраняются многие внешние атрибуты демократии, достаточно провести вечер за просмотром телевизионных новостей, чтобы понять, что у публичных дебатов есть ограничения. Г-на Путина неизменно показывают на каждом канале, в то время как другие политические лидеры, если они критикуют г-на Путина или его политику, с трудом прорываются в эфир.
Российским репортерам почти не дают возможности задавать вопросы г-ну Путину. Даже во время ежегодной открытой пресс-конференции зал заполняют дружественные ему репортеры из провинциальных городов, которые задают заранее согласованные с Кремлем вопросы.
Когда на прошлой неделе американские репортеры брали у г-на Путина интервью накануне его поездки в Соединенные Штаты, один высокопоставленный кремлевский чиновник дважды попросил телевизионных журналистов не поднимать тему Чечни в момент трансляции в прямом эфире. Когда один репортер все-таки это сделал, российские средства массовой информации (СМИ) в основном проигнорировали эту часть беседы в своих сообщениях. На кремлевском веб-сайте была представлена стенограмма только первой части 4-часового интервью, в результате чего многие острые вопросы остались "за кадром". Один такой вопрос, не появившийся на кремлевском веб-сайте, касался состояния демократии в России. Г-н Путин отверг предположения, что в стране происходит откат от демократии. "Если под демократией понимается распад государства, тогда нам такая демократия не нужна, - заявил он. - Зачем нужна демократия? Чтобы сделать жизнь людей лучше, сделать их свободными. Не думаю, что в мире есть люди, которые хотели бы демократии, ведущей к хаосу".
Выстроенная г-ном Путиным система вознаградила его неизменно высокой популярностью - даже по мнению людей, занимавшихся опросами общественного мнения ВЦИОМе и изгнанных оттуда. Недавно созданная новая частная фирма "ВЦИОМ-А" в своем первом отчете на прошлой неделе сообщила, что рейтинг популярности г-на Путина остается на уровне 75%.
Однако этот опрос высветил также и слабости в правлении г-на Путина. Хотя россиянам и нравится г-н Путин, многие скептически настроены в отношении его правительства. Опрос показал, что 59% опрошенных не одобряют деятельности "правительства России в целом", а 50% не одобряют путинского премьер-министра Михаила Касьянова.
Равным образом, проведенные в прошедшее воскресенье губераторские выборы в родном городе г-на Путина Санкт-Петербурге продемонстрировали, что выборами можно манипулировать, но не всегда их выигрывать. Г-н Путин поддержал Валентину Матвиенко, однако явка избирателей в воскресенье была такой низкой, что едва превысила требуемый по закону 20-процентный порог, и г-жа Матвиенко не сумела набрать необходимого большинства голосов, чтобы избежать второго тура голосования.
"Лозунги здесь больше не работают", - сказал Александр Юрьев, декан факультета политических наук в Санкт-Петербургском государственном университете. Он назвал эти выборы "репетицией" перед кампанией по выборам в Государственную Думу РФ и сказал, что Кремлю следует использовать не такие жесткие методы проталкивания своих кандидатов. "Избиратели сегодня другие, и они не хотят покупать то, что им предлагают. В этом смысле это признак развивающейся демократии и шаг вперед".
Однако пока что Кремлю в основном удается направлять избирательные кампании в нужное ему русло. В Чечне из списка кандидатов в президенты на назначенных на 5 октября выборах исчезли один за другим три основных соперника поддерживаемого Кремлем Ахмада Кадырова: один снял свою кандидатуру без объяснения причин, второго исключили из списков кандидатов по решению суда, а третий согласился занять предложенное ему г-ном Путиным место в другой управленческой структуре.
В рамках подготовки к назначенным на 7 декабря думским выборам правительство начало расследования против компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, который пожертвовал миллионы долларов США Союзу правых сил (СПС) и партии "Яблоко", самым активным проповедникам демократических и рыночных реформ. Критики г-на Путина видят в этих расследованиях попытку перекрыть приток денег этим партиям.
Летом российское министерство по делам печати заставило замолкнуть другой недружественный голос, закрыв телевизионный канал ТВС, на котором нашли себе пристанище независимые журналисты НТВ, когда в 2001 году этот канал перешел под контроль государственной компании. А подписанный г-ном Путиным новый закон запрещает СМИ давать информацию, которую можно классифицировать как "предвыборную агитацию", в том числе политические анализы, прогнозы результатов выборов и даже упоминания о том, выполнил ли тот или иной кандидат свои обещания, данные во время предыдущей избирательной кампании.
Отвечая на прошлой неделе на вопросы в этой связи, г-н Путин признал, что Закон о СМИ, возможно, пошел слишком далеко в подавлении журналистских свобод. "У их озабоченности имеются основания, - сказал он. - И мы сделаем все возможное, чтобы решить этот вопрос. Это не является попыткой удушения демократии. Если есть правовые проблемы, мы постараемся их решить". Однако он настойчиво утверждал, что чистка ВЦИОМа и закрытие ТВС были обусловлены финансовыми причинами. Он сказал, что не он был инициатором расследований против компании "ЮКОС", и отрицал, что они имеют своей целью блокирование финансирования оппозиции. "Очень часто я не согласен с тем, что они говорят или делают, но я убежден, что эти силы должны быть представлены на политической сцене, - сказал он. - И если 'ЮКОС' финансирует их - я надеюсь, в рамках закона - чудесно, пусть так и делает".
Официальные представители США признают, что внутриполитическая ситуация в России занимает их не так сильно, как война с терроризмом. "Не думаю, что это означает, что эти вопросы не важны", - заметил министр энергетики США Спенсер Эйбрахам (Spencer Abraham).
Как заявляют аналитики и политические лидеры, г-н Путин это понимает и использует отвлекающий фактор терроризма и внутренней безопасности США, чтобы перекраивать внутриполитический ландшафт России, не особенно опасаясь критики извне. Например, официальные представители США на встречах с активистами российских правозащитных организаций отвергли их просьбу о помощи в деле мониторинга предстоящих выборов в Чечне. Они им заявили: "Нет, мы не можем присутствовать там вместо вас".
Когда же американские официальные лица все-таки выступают с критикой России, г-н Путин или его помощники дают понять, что считают подобные выпады неприемлемыми, ссылаясь на свое сотрудничество в войне с терроризмом. "Нам следует избавиться от привычки читать друг другу нотации, - заявил г-н Путин в ответ на критику нарушений прав человека в Чечне из уст представителей государственного департамента США. - Мы должны стать партнерами. Мы должны поддерживать друг друга".